Туркменистан — страна, где все должно быть хорошо

У иностранцев, читающих официальную туркменскую прессу, может сложиться впечатление, что в стране все хорошо: уверенный экономический рост, новая инфраструктура, достижения в образовании, науке и спорте. В местных СМИ никогда не будут публиковать критических материалов, тем более в отношении правительства, нет данных о преступности, коррупции и других негативных явлениях, даже о стихийных бедствиях. Но это отнюдь не значит, что эти явления отсутствуют.

В январе этого года, жительница областного центра восточного региона страны убила своих малолетних детей, да не просто убила, а с особой жестокостью – засверлила строительной дрелью. Затем она убила своего мужа, а потом и себя. Якобы, ей послышались некие голоса… Весь город говорит об этом инциденте, полиция в курсе, но в СМИ — ни слова. В любой другой стране такое происшествие стало бы главной новостью заголовков газет, телевизионные студии приглашали бы экспертов-психологов, психиатров, политиков, соцработников, соседей – для того, чтобы обсудить этот несчастный случай. Но только не в Туркменистане, здесь все должно выглядеть «хорошо».

Замалчивание истины

Мы любим хвастаться, что население у нас не платит за питьевую воду, но умалчиваем тот факт, что в двух областях из пяти воды в кранах не бывает сутками, а ее качество такое, что все платежеспособное население предпочитает покупать очищенную бутилированную воду. Нам нравится говорить о новом уникальном здании стоматологического центра в Ашхабаде, построенном в форме зуба, но мы не распространяемся о том, что треть пациентов центра, перенесших серьезное вмешательство, выходят оттуда с диагнозом «гепатит С».

Esenguly_sized (1)

Главный вход в районную больницу этрапа Эсенгулы на западе Туркменистана. © АНТ

Действительно, о туркменской системе здравоохранения можно вести отдельный разговор. В стране строятся помпезные больницы и поликлиники с самым современным западным оборудованием, только пользоваться врачи им не умеют, и все аппараты стоят зачехленные. Все современные объекты медицинского значения строятся в основном в столице и областных центрах, а в сельской местности, куда не ступит нога иностранца, больницы не видели ремонта со времен СССР, в них элементарно нет воды, чтобы помыть пол или помыться. Несмотря на острую нехватку грамотных медиков, на каждой медколлегии заместитель министра здравоохранения Мурад Мамедов повторяет, что нечего ездить за рубеж на стажировки и за опытом, дескать, «мы сами умные». Очевидно, по этой же причине в страну не приглашаются иностранные специалисты в области медицины. Реальная же причина запрета докторам известна: чиновники тем самым предотвращают любые возможные утечки неприглядной информации — например, об инфекционных заболеваниях, детской и материнской смертности, эпидемиях. В стране, опять же, все должно быть «хорошо»…

Все 20 с лишним лет независимости туркменское общество, особенно его молодая часть, получало только однобокую, оторванную от реальности и приукрашенную информацию от официальных СМИ, подчиненных контролю президента страны. Все так, как во времена СССР: читателям монотонно навязывается только одно мнение, мнение одного человека. Других мнений и точек зрения просто не может существовать, а если где-то кто-то и выскажет правду, то это альтернативное мнение тут же посчитают «слухами», «болтовней» и «домыслами», а осмелившийся это высказать автоматически зачисляется в разряд «клеветников», «пасквилянтов», «отщепенцев».

За эти годы выросло целое поколение, которое, как и СМИ и сама власть, наигранно ликует, глядя на фасад жизни, стараясь не замечать ее негативные стороны. И даже тогда, когда этот негатив коснется кого-то лично, люди в массе своей молчат, утешая себя тем, что это не конец света, а так, просто мелочи жизни. С годами, страх быть осужденным или очерненным в глазах общества выработал у туркменов привычку всегда держать язык за зубами, быть подальше от всего, что может не понравиться властям и навредить собственной репутации, не читать и не принимать то, что отличается от официальной позиции. И тем не менее, несмотря на постоянное присутствие внутреннего страха и отрицания всего негативного, все же есть читатели, которые внимательно следят за публикуемыми в соцсетях новостями о Туркменистане. И таких людей, к счастью, становится все больше и больше.

Цензура и контроль

В Туркменистане нет независимых СМИ, все официальные журналисты тщательно подбирают темы для статей, подвергая их внутренней цензуре, бдят и редакторы, а последних контролируют цензоры из ведомств, которым принадлежат те или иные газеты. Например, «Учительская газета» закреплена за Министерством образования, а газета «Справедливость» — за Министерством справедливости. Эти же ведомства имеют свою подневольную аудиторию, заставляя всех своих сотрудников подписываться на свои же газеты. Читаешь ты или не читаешь – никого не волнует, но ежемесячно с зарплаты вычитается определенная сумма за подписку на прессу.

clean

Туркменские цензоры наводят «лоск» на рынке

Внештатные корреспонденты из зарубежных изданий находятся практически под круглосуточным наблюдением. Редкие вылазки западных журналистов в эту страну – как глоток свежего воздуха, ведь только их репортажи могут показать зарубежной аудитории настоящий Туркменистан. Весной прошлого года одним из таких репортеров стал Том Ваэс из Бельгии. Власти официально пригласили его посетить Туркменистан и рассказать своим зрителям о том, какая эта замечательная страна. Однако западный журналист засомневался в этом еще до вылета – в письменном приглашении от посольства Туркменистана в Бельгии была подробно расписана поминутная программа пребывания в стране для Тома и его съемочной группы. В ходе визита им запрещалось снимать президента, нищих, ветхие строения, а также… ослов! В своей 45-минутной программе западные журналисты показали всю сущность туркменской цензуры: от запрета на съемки пустого гостиничного зала для завтрака до абсурдного наведения агентами спецслужб «лоска» на базаре Ашхабада, где неприглядные (с их точки зрения) прилавки спешно накрывались зеленой материей, а бдительные сопровождающие в одинаковых черных костюмах щипали за бока пожилых женщин, дабы те не попали в камеру. Другая группа «телохранителей» яростно убирала из виду тазы, ведра, тряпки и веники. Словами это зрелище не передать – его нужно видеть.

Зарубежные печатные издания в стране под запретом с начала 2002 года, поэтому буквально в каждой семье есть спутниковая антенна, а то и две и даже три. Люди выбирают альтернативные источники новостей в виде российских, турецких или европейских телеканалов, а наиболее продвинутые обходят государственные фильтры и узнают новости из Интернета. Как говорят в Туркменистане, от слишком большого количества сладкого может быстро стошнить, подразумевая под этим туркменское телевидение, где все представляется в «хорошем» виде.

АНТ (Альтернативные новости Туркменистана)

В ответ на такое подневольное состояние СМИ в стране, в феврале 2010 года за пределами Туркменистана была создана гражданская медиа-инициатива под названием «Альтернативные новости Туркменистана». Изначально ее целью было предоставить свои информационные ресурсы читателям Туркменистана, так как все онлайн-СМИ страны контролируются единственным в стране оператором Интернет-связи «Туркментелекомом», который принадлежит государству. Новости с различных сайтов копировались в один файл и раз в неделю рассылались на электронные почты примерно 300 туркменистанцев. В течение небольшого отрезка времени количество подписчиков выросло в десять раз, которые, в свою очередь, стали делиться своими фактами и наблюдениями. Эта информация стала основой для создания уникального источника новостей. Люди пишут обо всем: о случаях несправедливости, произвола силовых структур и повсеместной коррупции, о нехватке воды, о незаконном сносе жилья, о незаконных школьных взносах на покупку книг, о разбитых дорогах, о необходимости собираться неизвестно где в 4-5 часов утра для встречи президента, который приедет-то лишь к полудню.

Еще несколько лет назад о таких вестях из Туркменистана приходилось слышать крайне редко, тем более о случаях пыток или несправедливого отношения в местах лишения свободы. Но сейчас у людей появилась надежная площадка, где они могут делиться своими проблемами и надеяться, что их услышат и обязательно помогут. Несмотря на страх быть наказанными за свои высказывания, жители Туркменистана устали от разных крайностей, некомпетентности и пренебрежительного отношения чиновников, и теперь они стараются добиться справедливости, используя независимые СМИ – например, АНТ или организации по защите прав человека.

Они не занимаются журналистикой, не ищут «грязь» специально, они просто желают донести до властей свои проблемы. Тем не менее, их травят, им угрожают лишением работы, отчислением из вуза, им настоятельно советуют не общаться с «клеветниками», не ставить «класс» на статьи и фотографии в соцсетях, «очерняющих», по мнению властей, Туркменистан и его народ. И люди вынуждены прекращать общение, ведь на кону стоит их карьера и благополучие их детей, а также их всех ближайших родственников, если правдолюбец не послушается советов спецслужб. Советская практика коллективного наказания процветает в Туркменистане и по сей день.

В последнее время еще одной площадкой для высказываний стала туркменская радиостанция «Радио Свободы». Люди общаются с де-факто незаконными корреспондентами радио, ведь эти смелые репортеры, многие из которых ранее подвергались задержанию и профилактическим беседам, работают без официальной аккредитации – ее радио-корреспондентам, несмотря на имеющуюся законодательную базу, не дают. Тем не менее, все больше и больше голосов звучит в радиоэфире, а некоторые даже готовы высказаться на камеру. Просто наболело и терять им нечего, они хотят быть услышанными.

Сегодня цель проекта АНТ расширилась в своих масштабах. Помимо информирования людей внутри страны, мы стремимся предоставлять объективные новости о Туркменистане для зарубежной аудитории при помощи наших читателей – неравнодушных людей, среди которых немало госчиновников, частных предпринимателей, студентов и иностранных дипломатов. Количество и качество наших источников, а также их разбросанность по всей стране, позволяют нам перепроверять любые факты из Туркменистана и создавать свои независимые новости.

Частью нашей сегодняшней цели является также и донесение случаев нарушения прав человека до людей и организаций, которые могут как-то повлиять на ситуацию. Для этого проект АНТ активно сотрудничает с рядом международных правозащитных организаций и, по мере возможности, проводит адвокацинные мероприятия с участием представителей Европейского союза, ОБСЕ, мировых финансовых институтов и других структур. С прошлого года мы также предлагаем новую услугу – перевод материалов «Радио Свободы» с туркменского языка на русский, благодаря чему мир больше узнает о Туркменистане. Мы также переводим иностранные материалы с ресурсов на других языках для наших туркменских читателей. Тот же 45-минутный фильм бельгийских журналистов мы перевели на русский язык, чтобы сами туркмены увидели иную картинку, ведь ее на туркменском ТВ все равно не покажут – там все всегда «хорошо».

Оригинал статьи был опубликован 30 мая 2014 года на сайте Open Democracy под заголовком «Туркменистан — страна чудес».

 

ОБСУДИТЬ (0)