«Настоящее кино в Туркменистане не востребовано»

07.11.2014 Гозель Худайбердыева, Радио «Азатлык»

film

Кадр из фильма «Мы счастливы» («Bagtly Biz»), 2014 год

В Ашхабаде состоялось мероприятие по случаю 90-летия киностудии «Мосфильм», в рамках которого был организован показ фильмов, до сих пор почитаемых на постсоветском  пространстве. В Туркменистане, по поступившим сообщениям, к этим фильмам зрители какого-то большого интереса не проявили. В свое время «Мосфильм» считался центральной киностудией советского государства и с ней работали многие видные мастера, принесшие славу туркменскому киноискусству.

А чем заняты его представители сегодня? С этого вопроса началась беседа с туркменским писателем Аманмурадом Бугаевым.

— Одних уже нет среди нас, живых, а другие давно выехали за пределы Туркменистана, чтобы иметь возможность продолжать свою творческую деятельность. В качестве примера я могу назвать известных туркменских режиссеров и актеров братьев Нарлиевых, Мурада Алиева, Язлы Сейидова и некоторых других, которые сейчас проживают в Российской Федерации. Основной причиной их отъезда из страны, по моему мнению, стало то, что за последние четверть века от прежней киностудии «Туркменфильм» практически ничего не осталось, кроме разве что названия «киностудия», в которой не снимаются ни художественные, ни документальные фильмы.

Те же актеры, кто остался жить в стране, вынуждены смириться со своей судьбой. Они живут в обществе, однако у них нет возможности, согласно своему профессиональному призванию, служить киноискусству, осуществить свои творческие планы и задумки по экранизации тех или иных произведений в качестве режиссера-постановщика, оператора, художника или сняться в  роли актера-исполнителя. А все потому, что в стране кино не снимается.

— Скажите, какой интерес или спрос на официальном уровне и  со стороны общества имеется сегодня в Туркменистане к творчеству известных туркменских режиссеров?

— Сразу скажу, что в обществе интерес к их творчеству огромный. Люди с добром вспоминают заслуги выдающихся мастеров туркменского кино, их произведения. Они часто как главную тему обсуждают между собой когда-то увиденное с экрана. В людской памяти до сих пор в качестве живого анекдота, какого-то смешного эпизода или диалога пересказываются случаи, происшедшие во время съемок картины между главным режиссером и актерами, автором сценария, кинооператором, звукорежиссером и другими. Однако, как это не прискорбно, фильмы, созданные с их участием, сегодня не идут по каналам национального телевидения, их не показывают народу на экранах кинотеатров.

— Что же, по вашему мнению, привело к такому положению?

— Здесь нет чего-то такого особого и непонятного. В искусстве, как и в литературе, самое главное – это свобода творчества. Помните слова Сталина, который говорил: в политике всё решают кадры? Так вот, в искусстве и в литературе все решает свобода. В Туркменистане с первых лет независимости свобода творчества подпала под жесткий запрет и подверглась  строгому государственному контролю. По этой причине искусство пришло в упадок. Это с одной стороны. Другая сторона дела – это финансовая. Любое произведение искусства рождается на свет не только потому, что в нем присутствует известный режиссер или талантливый актер, но также по объемам средств, вкладываемых в создание этого произведения. На сегодняшний день нельзя сказать, что в Туркменистане совсем не выделяют средств на развитие киноискусств. Деньги какие-то дают, но они, к сожалению, весьма мизерные.

Перевод с туркменского © АНТ. Оригинал материала на туркменском языке доступен по ссылке.

Copyright (c) 2011. RFE/RL, Inc. Reprinted with the permission of Radio Free Europe/Radio Liberty, 1201 Connecticut Ave., N.W. Washington DC 20036.

ОБСУДИТЬ (0)