Нота протеста, или попытка опротестовать очевидное

nursultan

Фото: РИА Новости

15 октября МИД Туркменистана заявил «решительный протест» в связи с выступлением президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который в этот день в ходе совместного брифинга президентов России и Казахстана в Астане, говоря об исходящей угрозе со стороны обосновавшихся на севере Афганистана радикальных экстремистов, упомянул «инциденты», произошедшие на границе Туркменистана. И в этот же день государственное информационное агентство ТДХ распространило сообщение туркменского МИДа для СМИ, убрав, из первоначального текста слово «решительный». Вышло, что МИД выразил казахской стороне решительный протест, а главный информационный ресурс правительства Туркменистана протест обычный.

Эти расхождения, по словам наблюдателей, свидетельствуют, во-первых, о поспешности, с которой туркменская сторона выразила ноту протеста казахской стороне, и, во-вторых, о болезненном восприятии представителей высших эшелонов власти Туркменистана того, как зарубежные СМИ и лидеры иностранных государств озвучивают ситуацию внутри страны и около ее внешних рубежей.

В этом контексте можно вспомнить недавно выпущенный пресс-релиз МИДа Туркменистана о «прессинге со стороны отдельных лиц», имевшим место в ходе мероприятий ежегодного Совещания ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве. Тогда, напомним, обидевшаяся делегация Туркменистана на второй день совещания вообще не появилась в зале заседания.

По мнению собственных источников АНТ в Ашхабаде, дипломатический скандал в Астане спровоцировал замминистра иностранных дел Туркменистана Вепа Хаджиев, представлявший Туркменистан 15-16 октября на заседании совета министров иностранных дел СНГ. Именно В.Хаджиев до этого спешно покинул и зал заседания в Варшаве. Очевидно, В.Хаджиеву, находящемуся на подобных международных мероприятиях в напряженном ожидании очередного подвоха, в оценках Нурсултана Назарбаева послышалось нечто такое, что потребовало немедленного реагирования. 

«Сам Хаджиев без согласования с министром не мог принять решения о выражении протеста казахам, — сказал наш ашхабадский источник. — Очевидно, едва услышав речь казахского президента на брифинге, он тут же связался с находившимся на тот момент в США шефом — министром Рашидом Мередовым и доложил о словах казахстанского лидера, а тот, в свою очередь, получил добро от главы государства Гурбангулы Бердымухамедова. Даже незначительное событие в Туркменистане не начинается без ведома, одобрения или без согласия Аркадага. На все нужна его команда, а уж санкционировать ноту протеста другому государству может только он. Так что за этим злополучным «сообщением МИД Туркменистана для СМИ», вызвавшим ответную ноту со стороны МИД Казахстана, без сомнения, стоит сам Аркадаг».

Вместе с решительным протестом, МИД Туркменистана выразил надежду, что впредь при оценке ситуации вокруг Туркменистана казахстанская сторона будет руководствоваться более объективной информацией. Но вот с получением этой самой объективной информации в Туркменистане не так-то все просто обстоит. Ее нет, этой объективной информации. Все, что касается ситуации на границе с Афганистаном, а также с преступностью, наркоманией, распространением болезней, чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями, — словом, всего, что, по мнению туркменских чиновников, может навредить имиджу страны, скрывается официальной властью и подконтрольными ей СМИ как от собственного народа, так и от мировой общественности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
2015-10-04
Туркменистан перебрасывает дополнительную военную технику к афганской границе
По словам источника АНТ в Государственной пограничной службе Туркменистана, только за последние сутки в Марыйский велаят прибыл уже второй военный эшелон с танками, размещенными на вагон-платформах
Между тем, факт нападения на туркменских пограничников, предположительно 26 февраля и 24 мая 2014 года со стороны провинций Афганистана, осветили как афганские, так и мировые СМИ. По сообщениям последних, в результате этих нападений шесть туркменских пограничников были убиты, а их автоматы взяты боевиками в качестве трофея.

Нота протеста туркменского МИД, независимо от того, в какой спешке она готовилась, это ни что иное, как стремление внешнеполитического ведомства Туркменистана во что бы то ни стало опровергнуть очевидное, и более того — опротестовать даже то, что оно само же констатировало не так давно, а именно в мае 2014 года. Тогда, напомним, глава МИД Рашид Мередов, находившийся с визитом в Кабуле, обратил внимание афганской стороны на последний инцидент на границе и обратился с просьбой провести расследование по этому поводу и привлечь виновных в гибели туркменских пограничников к ответственности. Эти слова Р. Мередова были опубликованы на официальном сайте главы ИРА.

В качестве еще одного доказательства истинности слов Н.Назарбаева можно привести слова исполняющего обязанности главы афганского уезда Гормач Асыла Хана в интервью радио «Азатлык», в котором он сказал, что 24 мая туркменских пограничников убили боевики из вооруженной группы Гуламдестегира Топана, которая проникла на территорию Туркменистана.

Разумеется, дипломатический скандал между двумя дружественными и братскими странами со временем забудется. Однако горький осадок от проявленной туркменской стороной болезненной реакции все же останется.

ОБСУДИТЬ (0)