Аудиозаписи: Пропала связь с матерью Непескулиева, «сестра» называет его наркоманом

saparmamed1

Журналист и активист Сапармамед Непескулиев

То, что произошло с Сапармамедом Непескулиевым, — это очередной пример насильственных исчезновений людей в Туркменистане. Поехал человек на Авазу лично убедиться, на самом ли деле это жемчужина на Каспии, а заодно сделать снимки на месте, — уехал и пропал. И если бы не мать и сестра, бросившиеся на поиски сына и брата, то никто так бы и не узнал, где он и что с ним случилось.

Единственный раз, когда мы смогли дозвониться на номер самого Сапармамеда, было 28 июля. Ответила его мать, Раиса. Женщина из-за страха долго сомневалась, стоит ли делиться плохими новостями о своем сыне. В итоге, плача, она рассказала, как ждала его дома, как он не приехал вовремя, как разыскивали с помощью полиции по моргам и как, наконец, ее дочери удалось найти концы брата в тюрьме Акдаш. Последними словами Раисы тогда были: «Я буду ждать вашего звонка и буду держать телефон рядом». Предлагаем вашему вниманию аудиозапись нашего с ней разговора.

После той беседы с матерью, а также появления публикации на сайте АНТ и заявлений ряда международных правозащитных организаций в поддержку Сапармамеда вокруг дела журналиста и гражданского активиста началась мышиная возня и травля его родственников со стороны спецслужб Туркменистана, о чем свидетельствуют другие публикуемые нами аудиозаписи разговоров.

Связаться с матерью Сапармамеда по этому номеру вплоть до настоящего момента невозможно. Поэтому у нас нет сомнений, что на близких пропавшего С.Непескулиева со стороны спецслужб оказывается серьезное давление, а то, какими методами это делается, хорошо известно: угрозы, запугивание и шантаж.

Думать так нас вынуждают дальнейшие события. 5 августа, в 23:50 местного времени, нам удалось дозвониться по номеру, который, как нам сказали, принадлежит сестре Сапармамеда. Звонок длился меньше минуты, нашу собеседницу было хорошо слышно, однако нас на том конце провода не слышали, либо делали вид, что не слышат. Девушка время от времени повторяла «Алло!», делая длинные паузы, а в это время фоном слышался чей-то шепот и звук пишущей ручки, будто человеку что-то диктовали или подсказывали, как себя вести и что говорить. Помимо этого в течение всей записи на заднем фоне отчетливо слышны шорохи, звуки и «пикание», как-будто к телефону подсоединяется дополнительное устройство. Предлагаем послушать аудиозапись этого разговора.

Спустя 6 минут мы второй раз набрали тот же номер. Теперь со слышимостью все было в порядке. Девушка поначалу почему-то представилась Юлией, а когда мы переспросили и уточнили, назвалась ли она Лилией, та поспешно согласилась: да-да, Лиля. К сожалению, мы прежде с ней не созванивались, поэтому трудно сказать, кем является эта девушка Сапармамеду, сестра ли она ему вообще или кто-то разговаривал от ее имени.

На наш вопрос, что слышно о ее брате, девушка ответила, что она о нем «вообще не в курсе», что он «часто пропадает на неделю, на две… то выпьет, то обкурится… с друзьями на квартирах…, где у них там притоны, где они что-то курят… Несколько раз мать ходила по этим адресам, вытаскивала его, так он кидается на нее!».

Признаться, подобные слова застали нас врасплох, ведь именно Лилия выяснила, что ее брат арестован и находится в тюрьме, а сейчас выходит, что сестра отрицает прежнюю информацию и сообщает прямо противоположную! Зачем, с какой целью?

На нашу просьбу передать трубку Раисе, Лиля ответила отказом, сославшись на то, мать слегла из-за регулярных звонков «кредиторов Сапармамеда», у которых он якобы назанимал денег и которые теперь требуют у женщин их возврата. Предлагаем вам послушать эту аудиозапись.

Что еще обратило наше внимание в разговоре с Лилей, это повторение ею в точности тех характеристик своему брату, которые дал Сапармамеду контролируемый спецслужбами вебсайт: «наркоман», «систематически избивал меня и маму». А Раиса, наоборот, в разговоре от 28 июля утверждает, что ее сын никогда наркотики не употреблял, и уж о том, что будто бы она его вытаскивает из притонов, и речи не было! Предлагаем вам послушать и эту запись.

В итоге мы договорились с Лилей-Юлей созвониться на следующий день, 6 августа, чтобы поговорить с самой Раисой. Но разговора снова не получилось. Со слов «сестры» Сапармамеда, мать с утра попала в реанимацию то ли с давлением, то ли с сердечным приступом… «А, может, из-за того, что я сказала, что ей звонили, хотели поговорить [имеется в виду редакция АНТ]. У нее началась истерика, чтоб больше даже не звонили, что она ни с кем не хочет разговаривать». Напоследок девушка попросила больше по этому номеру не звонить. «Ни с кем, ни о чем говорить не будем, никого обсуждать не будем… Мало того, что брат наркоман, еще мама теперь болеет, так что не звоните, пожалуйста!.. Мы не хотим знать даже, где он, что с ним, что там происходит… Мы от него отказались!» При этом девушка явно волновалась (слышно по дыханию и речи), а на заднем фоне опять «пиканье» и другие посторонние шумы.

Аудиозапись последнего разговора с якобы сестрой Сапармамеда.

Итак, с матерью Сапармамеда поговорить не удалось. Похоже, женщину умышленно ограждают от телефонной связи с зарубежом. Есть предположение, что пожилая мама Сапармамеда не поддалась на угрозы, и ее попросту изолировали и не дают возможности отвечать на телефонные звонки. В этой связи мы серьезно опасаемся за ее жизнь и безопасность. 

Мы также сомневаемся в том, что женщина, беседовавшая с нами по телефону 5 и 6 июля и представлявшаяся сестрой Сапармамеда Непескулиева, на самом деле является таковой. Но даже если это действительно сестра, то ее подготовили к звонкам из-за рубежа и разговору о ее брате и матери, поскольку в голосе слышно нескрываемое волнение и говорит она словно по написанному.

Что может последовать дальше? А дальше вполне возможен известный сценарий, когда под воздействием психотропных препаратов человек оговаривает самого себя. Именно так было с Борисом Шихмурадовым и другими участниками событий ноября 2002 года. Можно также ожидать публичного отречения матери от сына, и это тоже уже имело место быть в современной истории Туркменистана: мать бывшего хякима Дашогузского велаята Язгельды Гундогдыева, осужденного в числе других по делу о «покушении», осудила собственного сына, и это показали по национальному телевидению. Всё это мы уже проходили.

Мы призываем власти Туркменистана снять надуманные обвинения с журналиста и гражданского активиста Сапармамеда Непескулиева, и дать его матери возможность с нами поговорить.

Мы также призываем все международные организации продолжать высказываться по поводу этого сфабрикованного дела, а правительства США и стран Евросоюза, представителей ООН и ОБСЕ оказать давление на власти Туркменистана и добиться освобождения активиста из заключения! Человек, чья «вина» состоит в том, что он воспользовался своим конституционным правом на собственное мнение, не должен сидеть в тюрьме!

ОБСУДИТЬ (0)