О присвоении поэтессе Амангозель Шагулыевой звания «Герой Туркменистана»
От очередного совещания старейшин в Авазе изначально никто и не ждал чего-то жизненно важного и полезного для народа, потому что и сами участники этого так называемого народного форума, и те, кто наблюдал за его работой в прямом эфире, наперед предугадывали, как всё это мероприятие пройдет, кому будет предоставлено слово и что скажут выступающие на трибуне.
И, тем не менее, в какой-то момент зал Конгресс-центра Национальной туристической зоны «Аваза», а также сидевшие по ту сторону экрана телезрители встрепенулись от многообещающей реплики президента: «А теперь, уважаемые люди, я сообщу одну приятную для всех нас весть». Случилось это сразу же после церемонии присвоения аксакалам звания «Почетный старейшина народа» и после вручения женщинам ордена «Зенан калбы», когда все, в том числе и Гурбангулы Бердымухамедов, находились в благостном расположении духа.
Зал, до этого долго и неистово аплодировавший и скандировавший «Аркадага шохрат» (Слава Аркадагу), вдруг замолк в ожидании. За эти несколько секунд у многих в головах промелькнули разные предположения, какие такие блага для народа со стороны государства и правительства можно ожидать. Может, бензин снова станет бесплатным? Или власти упростят визовый режим? Неужели президент выпустит на свободу тех, кто вот уже много лет томится в застенках за участие в событиях 25 ноября 2002 года? Нет, будет что-нибудь покруче: например, Аркадаг, как его афганский коллега Мохаммад Ашраф Гани, заявит о начале всеобщей борьбы с коррупцией. Или вот: учителя, медики, работники культуры отныне будут официально освобождены от участия в сборе хлопка и бесконечных мероприятий — чаре и станут заниматься своей профессией…
Вероятно, каждый подумал о своем, о наболевшем. Все замерли в предвкушении чего-то грандиозного, о чем завтра будет говорить не только вся страна, но и, возможно, весь мир. А буквально через минуту всех охватило страшное разочарование – Аркадаг объявил о принятом им решении присвоить звание Героя Туркменистана… поэтессе Амангозель Шагулыевой.
Что творилось с делегатами, сидящими в зале! Операторы старались не показывать их лиц крупным планом, камера бегло скользила по рядам, но, тем не менее, были невооруженным глазом видны и недоумение, и разочарование, и досада, и даже плохо скрываемое отвращение к фарсу, происходящему на их глазах. Но статус участника маслахата и обязательный для всех регламент форума даже в таком неловком положении предписывал собравшимся в зале изображать радость от услышанной новости, аплодировать, кивать головой в знак согласия и поддержки и улыбаться.
Итак, согласно указу президента, присвоить народному писателю Туркменистана, заведующей отделом основной тематики газеты «Edebiýat we sungat» Амангозель Шагулыевой высшей степени отличия Туркменистана – звание Героя Туркменистана с вручением медали «Altyn Aý». Слова из указа «за особо выдающиеся заслуги», «большой личный вклад в развитие национальной культуры», «масштабную деятельность в высоком воспевании», «воспитании молодого поколения на эталонном примере», по признанию одного из участников маслахата, вызвал лично у него приступ тошноты.
О поэтическом творчестве Амангозель Шагулыевой ее коллеги за глаза всякое говорят. Кто-то называет ее стихи глубоко патриотичными, некоторые считают, что она на самом деле самозабвенно любит того, кто находится у власти. Возможно, А. Шагулыева на самом деле талантлива, ведь, согласитесь, не каждому дано плести поэтические кружева из самых тошнотворно-слащавых слов. Вполне возможно, что ее поэзия – это нелегкий труд и достоин того, чтобы быть оцененным столь высоким званием. Мы намеренно дистанцируемся от комментариев на сей счет, лишь заметим, что поэт должен, прежде всего, быть искренним и правдивым.
Амангозель Шагулыеву как поэта в прямом смысле этого слова туркменистанцы знают мало, а вот как своеобразного «глашатая эпохи» знают хорошо. При жизни Сапармурата Туркменбаши Шагулыева воспевала его так, что иногда превозносила выше самого Создателя. Туркмены снисходительны к слабостям ближнего, но они долго помнят поступки подхалимов, готовых ради собственного благополучия или каких-то дивидендов от власти из кожи вон лезть, лишь бы угодить «вождю», ласкать его слух одами и виршами.
«Без тебя не будет жизни, без тебя не будет нас», — примерно так высказывались придворные воспевалы Шагулыева, Мусаев, Гаррыев, еще не так давно обращаясь к Туркменбаши. Но вот последнего не стало, а названные выше люди быстро нашли ему замену в лице Бердымухамедова и ласкают теперь уже его слух.
Звание Героя Туркменистана Амангозель Шагулыевой заставило людей иначе посмотреть на эту награду. В их сознании Герой ассоциируется с такими людьми, как Гедай Ахмедов, Мыратберды Сопыев или Садулла Розметов, всю жизнь работавшие на земле и достигшие в своем деле выдающихся успехов. А в чем достигла подобных успехов «поэтесса» Шагулыева? В том, что внесла свою немалую лепту в создание культа личности предыдущего и нынешнего президентов? Очевидно, что так. Однако присвоение ей звания Героя дискредитирует само это звание, принижает его значение и вес, превращает в нечто, что можно вручить любому, кто превзойдет самого себя в искусстве восхваления.
Людей вводит в ступор, когда сегодня лесть превратилась в норму жизни и возведена в ранг особых нравственных ценностей да еще поощряется столь высоким званием ни кем иным, как самим объектом восхваления. Выходит, вот он, эталон поведения, эталон жизни! А вековые традиции и принципы нравственности туркмен — это все чепуха сегодня, и надо, как Шагулыва, просто идти по проторенной дорожке и красиво льстить. И будет вам счастье в виде звезды Героя и тех жизненных благ, которые обеспечивает эта самая звезда.
А что, молодец Амангозель, обеспечила себя на всю жизнь! Капля камень точит: льстила, лстила Туркменбаши, а он как-то без энтузиазму, а Аркадаг отметил заслуги. Зато сколько у нее завистников теперь. Каждый будет думать, в чем себя проявить, да так, чтобы САМ заметил. Лично я аплодирую Шагулыевой. По крайней мере за ее находчивость:)
Türkmenistan gara$syzlygyny alansoñ «Türkmenistanyñ gahrymany»diýen ada eýe bolan köpelse-de ol derejä mynasyp däl adamlaryñ köpelmegi bizi geñ galdyrýar.Dö$ün gerip,janyny orta goýup»Halkym üçin,Watanym üçin»diýip orta çykyp,halkyna haýyr getiren,durmu$ymyza gowulyk getiren gahrymanlary görmedik.