Хлопок-2015: Последний бой и итоги битвы за урожай

Битва за хлопок урожая 2015 года, начавшись в конце августа, не закончилась даже после торжественного объявления руководством страны о достижении «замечательной трудовой победы». Наоборот. По сообщениям источников АНТ, спрос с руководителей бюджетных организаций за количество отправленных на хлопок работников и объем собранного ими сырца во всех четырех хлопкосеющих велаятах Туркменистана только усилился.

pah4

К сожалению, нашим авторам не удалось записать, как на собраниях отдаются приказы о недопустимости снижения темпов хлопкоуборочной кампании и о необходимости мобилизации дополнительных людей. Однако сообщения с мест позволили составить схему использования административного ресурса в сезон уборки хлопка.

Команда «собрать хлопок до последней коробочки» изначально исходит лично от самого президента и одновременно дублируется его администрацией. Приказ адресуется непосредственно курирующему сельское хозяйство вице-премьеру правительства Эсенмурату Оразгелдыеву, а также главам четырех областей и всех районов, на территории которых выращивается хлопчатник. Затем в администрациях регионов проводятся закрытые собрания, на которых заместители хякимов получают указания выставить на уборку хлопка конкретное количество сборщиков. Замы, в свою очередь, спускают разнарядку в курируемые ими областные структуры – управления образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, в трудовые коллективы промышленных предприятий, строительных, транспортных организаций, различные госучреждения. Руководитель управления, имея на руках общее число людей, подлежащих к отправке на хлопок, распределяет эти цифры по конкретным исполнителям. Например, руководитель управления образования уже обязывает директоров школ мобилизовать на хлопок установленное количество сборщиков и т.д.

В каждой организации администрация назначает ответственного, который занимается всеми «хлопковыми» вопросами: составляет списки сборщиков, устанавливает график отправки, контролирует его соблюдение, собирает представленные сборщиками справки об объеме собранного хлопка, владеет информацией о том, кто сам поехал на хлопок, а кто вместо себя отправил наемника, решает разные организационные вопросы, связанные с отправкой людей на хлопок. Обычно это кто-то из числа заместителей директора школы или главного врача госпиталя, председатель профкома или начальник отдела кадров.

pah3

«С нас требуют выкупить норму хлопка»

Описанная схема принуждения может варьироваться в зависимости от региона, местных условий и других факторов. Например, если в районе хлопчатник не уродился и выполнение плана изначально находится под большим вопросом, то действует иная система принудительного участия людей в уборочной кампании.

Например, в средней школе №6 города Магданлы в Лебапской области учителей и технических работников обязали собрать за сезон не менее 1300 килограммов хлопка. Тем, кто не может, предложили альтернативу – купить за свои деньги этот объем хлопка. Причем выкуп якобы собранного хлопка предпочтительней, чем выезд сотрудника на поле. Учителя школы говорят, что подобная практика действует на протяжении всех последних лет, но в этом году выкупать свою норму пришлось по более высокой цене.

«В прошлом году за каждый килограмм мы платили 0,70 тенге, а в этом году из-за того, что хлопчатник в районе не уродился, с нас потребовали платить по 0,90 тенге за килограмм. По новым «расценкам» получается, что каждый из нас теперь должен выкупить свою норму хлопка за 1170 манатов, или 334 доллара. Директор школы строго следит за всем этим. Он каждый день напоминает о долге, грозится удержать эту сумму с заработной платы. Чем ближе к концу хлопкоуборочный сезон, тем настойчивее звучит требование погасить долг за хлопок, сдать деньги. В Магданлы и в других местах уже есть случаи, когда учителя или технические работники школы отказывались платить и увольнялись по собственному желанию. Такие факты отмечены в семьях, в которых оба супруга работают в системе образования города Магданлы», — сообщил наш автор из этого города.

hlopka

План выполнен, но битва продолжалась до середины декабря

27 октября туркменское телевидение сообщило о выполнении плана по хлопку. «Мужественные земледельцы сдали в закрома Родины свыше 1 миллиона 50 тысяч тонн «белого золота». Выполнив взятые на себя обязательства, хлопкоробы страны продолжают трудиться ударными темпами, чтобы убрать до последней коробочки весь выращенный урожай», — сказал вечером диктор информационной программы «Ватан». А вот бой за эту самую последнюю коробочку, начавшийся вскоре после объявления выполнения плана, обернулся, как сообщают наши источники, настоящим испытанием на выживаемость для мобилизованных на поле горожан.

Вот как описал нашему источнику в Дашогузском велаяте один свой день работник областного объединения жилищно-коммунального хозяйства и ремстройработ (ЖКХ и РСР):

«Наш начальник так и заявил: ему-де не нужна наша работа в конторе, так что те, кому по списку надлежит выехать, пусть завтра же туда и отправляются. Таковых нас набралось человек 30, посадили всех в один автобус и отправили в сторону Рухубелента [отдаленный район в Дашогузской области]. Почти два часа добирались до места. Было холодно. Толпа нехотя побрела по грядкам. Собирать было нечего – одни голые стебли. Ближе в 5-ти выяснилось, что все вместе собрали около 180 килограммов. Этого было мало. Поэтому старший нашей группы пустил шапку по кругу, куда каждый положил по 1-2 маната, и отдал эти деньги местному арендатору, взяв взамен справку о якобы собранных 600 килограммов хлопка.  Расписка – это обычная бумага, написанная от руки, с подписью арендатора и руководителя дехканского объединения. Эту бумагу мы и представили в администрацию».

pah

Собирать хлопок — долг всех и каждого

В предыдущих отчетах мы сообщали о том, что власти принуждают к участию в уборке граждан, которые трудятся в сферах, не имеющих никакого отношения к сельскохозяйственному производству, в целом, и к хлопку, в частности. Люди вынуждены подчиняться требованию администрации своих организаций и учреждений, потому что отказ от выхода на хлопковое поле повсеместно расценивается, как непослушание, как подстрекательство других к саботажу, как отсутствие патриотизма или проявление нелюбви к родине. К «отказникам» применяются всевозможные меры административного воздействия – от общественного порицания до лишения каких-то бонусов, премиальных или вовсе увольнения. Правда, нигде не говорится, что человек уволен именно за отказ ехать на хлопок. Как правило, в таких случаях находятся другие причины и формулировки, например, сокращение штатов, оптимизация управления, несоблюдение трудового распорядка, халатность, допущенные недостатки в работе и т.д. Эти формулировки делают бессмысленными любое обращение в прокуратуру или суд.

esgerlerЕсли в гражданских организациях находятся единицы тех, кто, пусть не публично, а хотя бы в приватной беседе, говорит правду о хлопковом рабстве, то в военных структурах использование солдат срочной службы в качестве бесплатной рабочей силы на хлопковых полях остается охраняемой военной тайной. За все время проведения мониторинга в 2015 году мы неоднократно получали сообщения об использовании принудительного труда в армии, а теперь получили этому и визуальные подтверждения. По сообщениям наших авторов, солдаты срочной службы были замечены на хлопковых полях Дашогузской, Лебапской и Марыйской областей, а данный снимок был сделаны на выезде из г. Мары.

Солдатам никто внушений на тему «хлопок – богатство страны» не делает. Есть приказ, и он, как положено в армии, не обсуждается. Фактов отказа солдат от участия в хлопковой страде или трагических происшествий на поле наши источники не зафиксировали. В Лебапской и Дашогузской областях были случаи пищевого отравления солдат, связанные, в основном, с употреблением грязной воды.

Среди тех, кого привлекают к сбору хлопка, есть и водители автобусов государственных пассажирских автопарков, и владельцы частных микроавтобусов. В Дашогузе, Туркменабаде и Мары с сентября по конец ноября нарушается график движения городских и рейсовых автобусов. Транспорт снимается с маршрутов, и тысячи людей вынуждены пользоваться услугами частных извозчиков. Данные снимки были сделаны в Лебапской области. Зеленые госномера означают, что автобусы принадлежат городскому автопарку. На некоторых автобусах видны и номера их маршрутов.

awtobus

Выполнение плана вызывает сомнения

Как и следовало ожидать, 27 октября, в день 24-й годовщины независимости Туркменистана, президент Г. Бердымухамедов принял рапорт от руководителей четырех областей об успешном выполнении хлопкоробами своих договорных обязательств. Взятие рубежа в 1 миллион 50 тысяч тонн «белого золота» подтвердил и вице-премьер Э. Оразгелдыев.

Государственное телевидение показало, как чиновники докладывали главе государства о победе хлопкоробов, которая, по их словам, была достигнута только благодаря отеческой заботе президента. О тех, кто до ран и трещин на ладонях собирал этот хлопок, кто не по своей воле был отправлен в поле на уборку урожая, хякимы и вице-премьер и словом не обмолвились. Зато заслуги президента были превознесены до небес. «Огромное внимание, уделяемое лидером нации развитию агропромышленного комплекса, всесторонняя государственная поддержка сельского хозяйства создали условия для производительного труда. Предоставление земледельцам по льготным ценам удобрений, высококачественных семян, обеспечение их современной техникой – эти и другие меры открыли большие возможности для повышения эффективности сельскохозяйственной отрасли», — дублировали сообщение ТДХ все печатные и электронные средства массовой информации Туркменистана.

Однако источники в Госконцерне «Туркменпагта» («Туркменский хлопок») утверждают, что всё произошедшее 27 октября в президентском дворце – это фикция, что часть объявленного количества собрано лишь на бумаге. Другими словами, они приписаны. Источники не назвали точный объем приписанного хлопка, сказав, что это станет ясно, когда специалисты проведут инструментальный обмер собранного урожая на всех хлопкоочистительных заводах и заготовительных пунктах или после завершения сезона переработки всего сырца. Однако, по их мнению, объем приписанного хлопка в этом году значительно превысил прошлогодний и в целом по стране может составить в пределах от 180 до 330 тысяч тонн.

awto

Предположения специалистов о фактах приписок 6 ноября на правительственном заседании официально подтвердил и генеральный прокурор Аманмурад Халлыев, назвав их «вопиющими».

Факты приписок были допущены хякимом Саятского района Лебапской области. Однако один из работников туркменского телевидения, очевидец состоявшегося на заседании правительства разговора, сообщил нашему ашхабадскому автору, что прокурор приводил подобные факты и по другим районам области, которые, по его словам, не были отражены в официальном сообщении ТДХ.

Представитель концерна «Туркменпагта» отметил, что приписки, помимо Лебапского велаята, допускались и во многих районах Дашогузской области (Рухубелент, район имени Гурбансолтан-эдже, Акдепинский, Куняургенчский) и Марыйской области (Алтын Сахра, Векильбазарский и Марыйский). Выговор, объявленный 6 ноября председателю государственного комитета по статистике А. Мамедову, по информации нашего источника, также связан с фактами приписок.

Работник телевидения говорит о косвенных признаках, подтверждающих завышение объемов при выполнение плана по заготовке хлопка.

«Все, кто работает в печатных и электронных средствах массовой информации Туркменистана, просто обязан сообщать, если где-то на уровне дехканского объединения или района была достигнута трудовая победа. Когда год складывается удачным, центральные и районные газеты выходят с «шапкой» на первой полосе, которая аршинными буквами сообщает о сборе определенного количества хлопка. Например: «Есть 500 тысяч тонн туркменского хлопка!» Так вот, за всю осень 2015 года в местных средствах массовой информации было всего два сообщения о трудовом рапорте хлопкоробов. Газета «Нейтральный Туркменистан» 14 октября сообщила о выполнении плана по заготовке хлопка земледельцами Геоктепинского района Ахалской области и 23 октября о трудовой победе хлопкоробов дехканского объединения «Туркменистан» Губадагского района Дашогузской области. Если бы были другие победы, то наши журналисты не упустили бы случая, чтобы этими трудовыми достижениями подчеркнуть заслуги президента Туркменистана», — сказал работник туркменского телевидения.

Послесловие

Наблюдатели АНТ на местах отмечают, что 2015 год, по сравнению с прошлым годом, выдался особенно напряженным и тяжелым для людей, мобилизованных на хлопок. Несмотря на низкую урожайность, официальное выполнение плана и наступившие холода, работников некоторых государственных учреждений во всех областях Туркменистана продолжали в принудительном порядке посылать на хлопок вплоть до второй половины декабря.

Исходя из полученных нами сообщений, можно сделать вывод о том, что в 2015 году в Туркменистане была продолжена порочная практика использования принудительного труда людей на хлопковом поле. Более того, из-за сложившегося неудачного года для выращивания хлопчатника (весенние повторные пересевы, нехватка поливной воды в период вегетации растений, паводок в некоторых районах на берегу Амударьи и другие объективные причины) насильственная мобилизация горожан на хлопок превзошла аналогии за предыдущие годы.

В прошлогодних мониторингах мы давали ряд рекомендаций правительству Туркменистана и эти рекомендации актуальны до сих пор. В частности, речь шла о необходимости более полноценного и эффективного использования современных хлопкоуборочных машин, закупленных Туркменистаном в достаточном количестве и за весьма высокую цену. Однако в 2015 году ни в сообщениях наблюдателей АНТ, ни в публикациях местных СМИ не было конкретной информации об объемах хлопка, собранного механизированным способом. Из принадлежащих государству печатных и электронных СМИ, передач государственных телерадиоканалов население не смогло узнать, сколько тонн хлопка было собрано хлопкоуборочными комбайнами, в каких районах и областях обеспечили максимальное использование хлопкоуборочных агрегатов и машин…

Как и все предыдущие годы, хлопкоуборочный сезон 2015 обернулся для экономики Туркменистана тяжелым  бременем. Фактически с конца августа по конец декабря полный коллапс наблюдался в работе ключевых отраслей народного хозяйства и в социальной сфере. Тысячи людей в каждой области были оторваны от работы  и долгое время проводили на хлопковом поле. За эти 4 месяца они не учили детей, не лечили пациентов, не строили объекты, не перевозили пассажиров, не благоустраивали города и поселки, не обслуживали клиентов и посетителей, зато всем им исправно выплачивалась заработная плата по месту работы. По мнению специалистов Минэкономразвития на местах, хлопковая кампания ухудшила состояние экономики страны, которая и без того сейчас испытывает трудности. Властям следует прекратить практику принудительного привлечения работников больниц, поликлиник, школ и детсадов, водителей автопарков, работников коммунальных служб, строителей, связистов на уборку урожая, иначе это еще больше снизит эффективность экономики страны..

pah2

Как показал хлопкоуборочный сезон 2015 года, использование принудительного труда породило бесконтрольную коррупцию в кругах, от которых зависят решения об отправке людей на поля, а также создало условия для обмана и приписок, выразившихся в выдаче липовых справок о якобы собранном и сданном хлопке. В 2015 году в коррупционных схемах, по оценкам наблюдатиелей АНТ, участвовало больше людей, чем в 2014 году. Чтобы не ездить на хлопок, работники госпредприятий и учреждений за деньги покупали у медиков липовые справки и больничные листы о временной нетрудоспособности, либо за деньги нанимали вместо себя наемников, либо напрямую отдавали деньги своему руководителю, чтобы тот не включал в список тех, кто обязан ехать в поле. Немало денег выплачено арендаторам, бригадирам, руководителям дехканских объединений за то, что они выдали липовые справки о якобы собранном  хлопке. Точная сумма  денег, которая крутится в схеме коррупции и приписок, не поддается подсчету. Однако если исходить из того, что принудительный труд в хлопководстве  используется в массовом порядке, то можно с уверенностью сказать, что эта сумма исчисляется десятками и сотнями тысяч манатов.

Используя принудительный труд, Туркменистан и в 2015 году продолжал нарушать принятые на себя международные обязательства в рамках конвенций Международной Организации Труда (МОТ) об упразднении принудительного труда. Помимо этого, власти в лице руководителей министерств и ведомств, глав районов и областей, нарушали и Трудовой кодекс Туркменистана, статья 8 которого определяет принудительный или обязательный труд как «всякая работа (служба), требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно».

***

Редакция АНТ благодарит своих авторов, наблюдателей и свои источники за помощь в составлении данного мониторинга, несмотря на ухудшившиеся в Туркменистане условия для свободного поиска и распространения информации.

ОБСУДИТЬ (0)