В Туркменистане началось массовое привлечение людей к уборке хлопка (фото)

Альтернативные новости Туркменистана начинают очередной мониторинг использования принудительного труда на хлопковых полях страны. Наши корреспонденты в разных регионах следят за ходом хлопкоуборочной кампании и проводят негласный мониторинг использования представителями государственной власти труда горожан. Напомним, статья 8 Трудового кодекса Туркменистана запрещает принудительный или обязательный труд и характеризует его как «всякую работу (службу), требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно». Помимо этого, Туркменистан подписал и ратифицировал Конвенцию Международной Организации Труда (МОТ) №105 об упразднении принудительного труда, а также Конвенцию №29 о принудительном или обязательного труде. Несмотря на всё это, каждую осень десятки тысяч работников различных государственных предприятий, ведомств и организаций отправляются собирать урожай «белого золота», и нынешний год не стал исключением. Предлагаем вашему вниманию первый отчет с хлопковых полей. С наблюдениями предыдущих годов можно ознакомиться здесь.

pagta01

Госслужащие на сборе хлопка

Сезон-2015 стартовал во всех четырех хлопкосеющих велаятах Туркменистана. Из года в год эта сельскохозяйственная страда напрямую касается не только сельчан, но и горожан. Уже с конца августа во всех населенных пунктах проходит мобилизация работников предприятий, сотрудников различных госучреждений, в том числе и работающих на полном хозрасчете. В понимании местных властей, ускорить темпы уборки можно лишь традиционным способом – массовой отправкой на сбор урожая всех, кого только можно мобилизовать, используя собственный административный ресурс.

Массовая и принудительная отправка людей на уборку хлопка началась в нынешнем сезоне после того, как 18 сентября на заседании Кабинета Министров президент Г.Бердымухамедов подверг критике руководителей велаятов за отставание, допускаемое при уборке урожая, и строго спросил за срыв графика в проведении дефолиации. Из-за этого на полях не используются хлопкоуборочные машины, которых, по официальным данным, на сегодняшний день насчитывается в стране 500 единиц.

«А комбайны простаивают потому, что для них нет фронта работ, — объясняет ситуацию наш автор из Дашогузского велаята. — Дефолиация в основном не проведена, а там, где химикаты все же использовались, сделано это было некачественно, в итоге листья с кустов почему-то не опадают — то ли пропорции при подготовке дефолианта не выдержаны, то ли используются компоненты с истекшим сроком годности».

Глава государства дал руководителям велаятов и агропромышленного комплекса одну неделю для исправления ситуации. Однако, понятно, что за столь короткий срок невозможно обеспечить опадание листьев и максимально использовать комбайны, но, дабы обеспечить стабильный ежедневный прирост в сборе хлопка, хякимы, оставляя различные сферы без работающего персонала, направляют всех на хлопок.

flood

Ходжамбазский район Лебапского велаята

Неопавшие листья хлопчатника — лишь полбеды. В середине июля в нескольких районах Лебапского велаята отмечались случаи выхода из берегов реки Амударьи и, как следствие, подтопления значительных территорий города Атамурата и окрестностей, а также Койтендагского и Ходжамбазского этрапов. Вода залила хлопковые поля, погубив посевы хлопчатника и сведя на нет нелегкий труд многих местных земледельцев.

«Мой участок в 4 гектара полностью затопило водой, а кусты были рослые. Труд наш пропал даром. Столько раз пропалывали, удобряли, нанимали помощников для выполнения работ. Траты вряд ли окупятся, потому как государственный план не удастся выполнить. Даже не знаю, что делать теперь», — сказал в интервью радио «Азатлык» житель села Гараховуз.

Уборочная кампания негативно сказывается на повседневной жизни населения. Меняется привычный ритм работы организаций и учреждений: куда не придешь — закрыто; к кому не обратишься — нет на месте. Но особенно тотальная мобилизация отрицательно влияет на систему образования и здравоохранения.

С началом учебного года в школах всех велаятов происходит авральная пертурбация: часть учителей отправляют на сельхозработы, а их классы распределяют по оставшимся в школе коллегам. Через определенный промежуток времени учителя меняются местами. Учитывая тот факт, что наполняемость классов и без того превышает нормы, в период хлопкоуборочной страды, длящейся до конца ноября, на одного учителя приходится по 60 и более учеников.

meydanda

Марыйский велаят

По сообщениям родителей, в школах Лебапского и Марыйского велаятов остро не хватает учителей. Часть из них на хлопке, следовательно, у детей пропадают уроки. Вместо положенных 6 часов, дети проводят на занятиях по 3-4. В сентябре учителя Дашогузского, Лебапского и Марыйского велаятов обязаны ездить на хлопок 2 дня в неделю плюс одно воскресенье в месяц.

«В урочное время наши дети слоняются по улицам, игровым площадкам и базарам, — пишет мать пятиклассника из Мары. – Руководство школы даже не думает о том, что дети могут попасть под машину или, предоставленные самим себе, совершат какое-либо правонарушение».

Родительница считает, что проще в связи с хлопком объявить внеочередные каникулы.

«А какой смысл идти в школу, если там все равно с утра сообщат, что такой-то учитель-предметник сегодня на хлопке», — вопрошает она и добавляет, что родители постоянно звонят с жалобами в областное управление образования, но там лишь обещают разобраться.

Через наш сайт родители школьников пытаются достучаться до учителей, а также до самого верха:

“Уважаемые учителя! Ваше место в школе, а не на поле. Мы вам доверяем своих детей. Проводите уроки, нашим детям нужны знания! Товарищ Министр образования! Освободите учителей от сбора хлопка! Верните учителей в школы!»

Сотрудники медицинских учреждений – врачи, фельдшеры, медсестры, также отрываются от своей основной работы и отправляются на сбор хлопка. Наши авторы из Лебапского велаята сообщают, что в лечебных учреждениях оставили минимальное количество медперсонала, что привело к образованию очередей. На рабочем месте – медсестры, которые не имеют права вести приём пациентов, хотя многие из них намного опытнее врачей.

Работники ЖКХ в первую очередь отправляются на хлопок. В городах несвоевременно вывозится мусор. Мусорные контейнеры часто переполнены и становятся достоянием тех, кто ковыряется в них в поисках корма для домашней скотины. Если же в подъезде прорвало канализационную трубу, то сколько ни звони в домоуправление, ответ один: «Все на хлопке».obed

Однако эти и другие издержки, похоже, никого не волнуют: раз президент потребовал ликвидировать отставание в уборке и выполнить план к празднику независимости, то так оно и будет. Несмотря ни на что.

Среди горожан, отправляемых в принудительном порядке на хлопок, распространена практика найма вместо себя безработных, которые хотят уборкой хлопка заработать на пропитание себе и своей семье. Государство долгие годы закрывает на эту порочную для себя практику глаза и, вместо того, чтобы самим оплачивать труд желающих поработать на свой карман, перекладывает эту ответственность на самих граждан. Получается, что учитель, врач или сотрудник банка платит из своей зарплаты наемнику, но сам при этом продолжает находиться на своем рабочем месте.

«В нашем велаяте  – молодой хяким, 1984 г.р., – сообщают нам читатели из Лебапа. — Нынешняя хлопковая кампания – хороший повод отличиться перед президентом, что и сделал хяким, «добровольно» напросившись помочь собрать урожай «белого золота». Он, как и все его предшественники, издал негласный указ: “Всем на хлопок!”, – и пенсионерам, и больным, и многодетным. Исключение только – беременные женщины».

Врачебно-консультационная комиссия (ВКК), которая должна выдавать людям справки об освобождении от полевых работ и работ с большими физическими нагрузками, уже давно, до начала хлопкового сезона, была закрыта. Поэтому, если хочешь продолжать работать на своем месте – не возражай. При посадке в автобус ответственные работники из хякимлика считают хлопкоробов по головам. Сам молодой хяким не ленится, ездит по полям, проверяет. И каждый вечер проводит планёрки до 10 часов вечера с руководителями организаций.

Многие директора предприятий, руководители медицинских и образовательных учреждений жалуются, что на каждого из них в хякимлике имеется так называемая «черная папка», где собираются все их объяснительные по поводу того, почему в тот или иной день не обеспечено достаточное количество людей на уборку или собрано мало хлопка. Со слов одного из директоров школ, если в папке соберётся 3 такие объяснительные – руководителю выговор, а следующие 3 — заявление об увольнении на стол.

irden01

На пункте сбора

Каждое утро, в 6 часов, сотни людей съезжаются и сходятся в установленное место сбора. Где-то такой точкой является городской стадион, где-то местный базар. Сюда же подъезжают автобусы, которые за свой счет оплачивают арендаторы земли. Если водители-частники сами заинтересованы получить свои 100 манатов ($28.5) за доставку горожан туда и обратно, то государственных водителей отправляют в принудительном порядке. Он, водитель, так и так выведет свою машину на городской маршрут и получит установленную зарплату. Везти людей в отдаленный район ему интереса нет никакого, однако приходится, и никуда не денешься. При этом арендатору невыгодно, чтобы приезжал государственный автобус, за него приходится выкладывать от 200 до 300 манатов ($57-86), в зависимости от количества посадочных мест в транспорте.

Сейчас в некоторых организациях, школах и поликлиниках, достаточно сдавать деньги руководителю, и он сам находит выход, как выполнить план. Это особая арифметика, которую не сразу и поймешь, ведь если каждую неделю работники сдают по 20-40 манатов ($5.7-11.5), на которые вроде как нанимаются хлопкоробы, то почему же утром из пунктов сбора автобусы отъезжают полупустыми?! И куда деваются деньги? И откуда берутся килограммы хлопка в бумагах руководителей?

gorgaz

Автобус городской газовой службы Туркменабада повезет сотрудников на хлопок

Вот как о том же самом пишет учитель одной из школ:

«Наёмников с утра трудно найти, они нарасхват. Поэтому те, кто не нашел, дают в руки директору либо ответственному за хлопок свои 10 манатов, чтобы они на поле нашли людей. В конце дня им приписываются килограммы собранного хлопка, а деньги в карман себе, то есть руководители делятся между собой, хотя нам говорят, что якобы по головам считают…».

Ближе к отъезду начинается перекличка и учет прибывших. Но вот работники пересчитаны, наемники, которые подменят учителей или медиков, отмечены в ведомости, – можно трогаться.

Возле кромки поля горожане выгружаются, устраивают где-нибудь в тенечке свои сумки с привезенным из дома обедом и выходят собирать хлопок. Арендатор обеспечивает сборщиков, приехавших из города, питьевой водой. Кто-то из детей хозяина ходит по рядкам с пластиковой бутылкой в руках и предлагает воду.

Чем еще обеспечивает арендатор сборщиков, так это горячим чаем во время обеденного перерыва. Все остальное горожане везут с собой. Как правило, это туркменский хлеб – чурек, а также овощи, зелень, вареные яйца, — кто имеет возможность что привезти из дома.

ОБСУДИТЬ (4)

4 комментария к записи «В Туркменистане началось массовое привлечение людей к уборке хлопка (фото)»

  1. АНТ, если вы добъетесь отмены принудительного труда, то лично я бы поставила вам памятник. Действительно задолбались уже ездить на хлопок, я из за этого осень стала ненавидить.

    • Анна, спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Не ездите, подайте пример коллегам. Знаю, скажете уволят и все такое. Пока вы этого все боитесь, на вашем страхе чиновники будут продолжать играть.

  2. Люди бы не поехали на хлопок, а животные (бараны) — да, ездят.

  3. Их животными называть это оскорблять животных.

Комментарии закрыты.