Inside «чаре»: Как в Туркменистане проводят массовые мероприятия

chare

Сотрудница телеканала «Мирас» командует на торжестве. Фото: © АНТ

Редакция АНТ регулярно получает сообщения от жителей Туркменистана о том, как госслужащих постоянно отрывают от работы и заставляют участвовать в так называемые «чаре» — разного рода мероприятиях и празднествах, где людям отводится роль массовки. Писали мы об этом не раз, а в отчете по мониторингу использования принудительного труда посвятили участию населения в «чаре» вторую часть. Однако хотелось бы еще раз вернуться к данной теме и сделать акцент на некоторых нелепых правилах и неписанных законах проведения праздников и торжеств. Абсурд достигает небывалых высот, когда «чаре» снимает национальное телевидение.

«Никакой верхней одежды!»

В последних числах ноября в небольшом отдаленном селе Ок, что в Балканском велаяте, торжественно открывали реконструированный дом здоровья. Несмотря на то, что заведение это представляет собой здание размером 10х10 метров и всего в нем 7 помещений, включая уборные, открытию придали торжественность по полной программе – с музыкантами, аксакалами, девушками в национальных платьях с традиционными сачаками в руках. Так как село небольшое, всего в несколько десятков хозяйств, то специально для телевизионных съемок всю массовку вместе с якобы врачами и медсестрами этого Дома здоровья, привезли на автобусах за десятки километров из города Берекет (бывший Казанджик). “Якобы врачами” — потому что в такой глуши, где даже дорожная инфраструктура рассыпалась с распадом СССР, никто из опытных врачей трудиться не захотел. Выполнять функции терапевта, гинеколога или акушеров с охотой согласились лишь выпускники медучилищ, которые больше никуда не смогли трудоустроиться.

Село Ок находится в самой настоящей глуши: асфальтированная дорога заканчивается в ближайшем населенном пункте Черкезли, а дальше автотранспорт с участниками мероприятия около часа пробирался по сыпучему песку. Нормальных дорог здесь не видели с союзных времен, а из транспортных средств можно встретить только лошадей, ишаков и мотоциклы. Ни в самом селе Ок, ни в других населенных пунктах в этой округе никакой работы нет – люди, в основном, занимаются охотой. На фоне неприглядных лачуг шикарно смотрятся лишь несколько богатых домов. По словам местных жителей-чабанов, эти «богачи» приехали сюда не по своей воле – это бывшие высокопоставленные чиновники, которые отсидели срок, а сейчас по приговору суда отправлены сюда в ссылку.

Хозяйств в селе около пятидесяти, а население не превышает 300 человек. Самым известным уроженцем этих мест является бывший министр здравоохранения Туркменистана Гурбанмаммет Элясов (апрель 2010 г. — июль 2013 г. В настоящее время снят с должности).

chare1

Замерзшие строители на «чаре» в селе Ок. Фото: © АНТ

Но вернемся на торжество, посвященное открытию дома здоровья. Главной фигурой и дирижером телесъемок стала представительница телеканала «Мирас» (на снимке). Именно она при минусовой температуре воздуха, в местности, окруженной песками и продуваемой насквозь всеми ветрами, заставила тех, кто должен был появиться в кадре, снять с себя верхнюю одежду и остаться в одних платьях и пиджаках. Подчинился ее требованию даже чиновник из министерства здравоохранения. Сама же дама отдавала команды, одетая в теплую шубу, шапку и обмотанная до подбородка толстым шарфом. Раздевание перед камерами можно было бы как-то перетерпеть, сними операторы данное мероприятие с одного дубля, ан нет: педантичная сотрудница телеканала «Мирас» то и дело прерывала съемку своими замечаниями: не так стоите, не так держете флаги, не так говорите, не так аплодируете, не улыбаетесь!

Особенно замерзли в тот день строители дома здоровья. Им телевизионщица приказала снять куртки и шапки и стоять в брезентовой спецовке и с каской на голове, будто строительство закончилось только что. По сценарию представитель минздрава вручал им по окончании приветственной речи подарки. Если внимательно посмотреть на снимок, видно, как застыло от холода лицо аккордеониста, как съежился второй слева строитель… На лицах людей не прослеживается того счастья, о коем без устали твердят туркменистанские масс-медиа.

Все подарки от президента

А что же в этих, обернутых в зеленую бумагу, одинаковых коробках, приготовленных якобы от имени президента страны? А это подарок от главы государства — микроволновые печи, купленные, между прочим, на деньги управления здравоохранения Балканского велаята. Покупать подарки и сувениры на средства того предприятия или министерства, которые возвели объект, а на красочной обертке написать, что это подарок «от уважаемого президента», возвели в традицию.

Нормой стало и то, что сданный в эксплуатацию жилой дом или фабрика, построенный участок дороги или детский сад, преподносят как щедрость президента, и совсем неважно, что на самом деле последний к подобным «подаркам» никакого отношения не имеет, просто важно использовать каждый подобный случай как повод лишний раз превознести его имя.

Один из строителей позже признается, что никакая микроволновка не стоила той простуды, которую он заработал на «чаре», долго и тяжело отболев…

chare2

«Подарок нашего уважаемого президента». Фото: © АНТ

За несколько часов до самого мероприятия

Уже не раз в интернет-изданиях сообщалось, что массовку, состоящую из работников бюджетных организаций, студентов и школьников, привозят на место за несколько часов до начала празднества. Если же запланированы приезд и участие самого Г. Бердымухамедова, то негласные правила еще более строги: люди должны быть на месте в 5-6 часов утра. Нервотрепка и усталость руководителей и работников культуры из-за длительных репетиций, переживание по поводу того, пройдет ли все гладко, увеличивает градус накала и неминуемо отражается на методах общения чиновников с участниками массовки в день самого торжества. Повышение голоса до окрика, использование нецензурной брани, физическое воздействие на школьников и студентов, тычки, — все это стало нормой «чаре». Причины недовольств дирижеров спектакля, как правило, одни и те же: участники не так стоят, не так скандируют лозунги, нарушают порядок в строю…

Контроль

Поставленные в жесткие условия, руководители предприятий и организаций придумывают разные способы контроля за присутствием своих сотрудников в мероприятиях, ибо малочисленность участников или нерегулярность посещений ими репетиций может стоить руководителю серьезных санкций. Дабы исключить негативных для себя последствий, некоторые рьяные башлыки назначают людей, ведущих учет и контроль участников очередного “чаре”. А те, в свою очередь, и рады стараться, придумывая разные способы, как не дать людям «улизнуть» с репетиции, в частности, кое где практикуют регулярную перекличку, почти что как на зоне во время утренней или вечерней поверки.

horsefall

Бердымухамедов упал с коня

Наиболее дикими по отношению к взрослым и детям можно назвать мероприятия государственного значения, особенно с участием в них президента. На такие «чаре» никто, в том числе и школьники, не имеют права брать с собой продукты и воду – служба безопасности пресекает все попытки провоза сумок и пакетов к месту торжества. Запрещается пользоваться мобильным телефоном, производить видеозапись происходящего. Последнее требование наиболее строго стало соблюдаться после известного случая, когда президент упал с лошади во время скачек на Ашхабадском ипподроме. Видео было выложено в интернете и оказалось доступным миллионам пользователей всемирной паутины, в том числе и гражданам Туркменистана внутри страны и за ее пределами.

Не случайно поэтому торжества, на которых предусмотрено участие главы государства, воспринимается людьми как тягостное испытание, быстрейшее завершение которого остается для всех единственным желанием. Да и чем, как не кошмаром, можно назвать стояние зимой по 6-8 часов по обочинам дорог, по которым ожидается проезд президентского кортежа.

Девятого февраля 2010 года в Дашогузе во время открытия текстильной фабрики сотни взрослых и учащихся в результате переохлаждения слегли, — полиция и сотрудники спецслужб в гражданском не позволяли им отойти по нужде, и люди вынуждены были оставаться в мокром белье в течение нескольких часов. Видеть то, как взрослые женщины плакали, не в силах сдержать физиологическую потребность, было, по свидетельству очевидцев, просто невыносимо…

Миновал последний в году государственный праздник — День нейтралитета 12 декабря. К счастью для туркменистанцев, больших торжеств, проводящихся на улицах и площадях, в это раз не было. Чиновники от культуры и местные администрации получили передышку, а это, в свою очередь, позволило людям хотя бы на короткое время забыть про ненавистные «чаре». Но на пороге 2015 год — год 20-летия нейтралитета страны, и уже сейчас всем понятно: предстоит сделать нечто такое, что непременно должно потрясти мир.

ОБСУДИТЬ (1)

Один комментарий к записи «Inside «чаре»: Как в Туркменистане проводят массовые мероприятия»

Комментарии закрыты.