13 февраля на заседании арбитража Международного центра для разрешения инвестиционных споров (МЦРИС) английский арбитр Юлиан Лю признал неуместным отказ Туркменистана от выплаты иска в 300 миллионов долларов США, предъявленного ему компанией «Сехил» — собственности турецкого предпринимателя Мухаммеда Чапы и его семьи, сообщило 22 февраля радио «Азатлык».
Члены арбитража МЦРИС, исходя из заключенного между Турцией и Туркменистаном двустороннего инвестиционного соглашения, единогласно пришли к выводу, что инвестору необязательно предварительно проходить местные судебные органы, прежде чем обратиться в Международный арбитраж. «Это решение означает отступление трибуналом от прежних толкований инвестиционного соглашения между двумя странами»,- сообщает «Азатлык» со ссылкой на сайт globalarbitrationreview.com.
Радио напоминает, что нынешний вердикт противоречит аналогичному решению МЦРИС, принятому 18 месяцев назад. Тогда трибунал отклонил исковое требование другой турецкой строительной компании «Кылыч» к Туркменистану, тем самым подтвердив, что заключенное двухстороннее инвестиционное соглашение требует предварительного обращения истца в местные суды.
По сообщению радио, в настоящее время компания «Кылыч» пытается аннулировать это решение в специальной комиссии МЦРИС.
В ходе нынешнего заседания арбитража туркменская сторона, ссылаясь на двусмысленность английской версии двустороннего инвестиционного соглашения, настаивала на том, чтобы все три версии данного соглашения на английском, турецком и русском языках прошли предварительную процедуру рассмотрения в местных судах. При этом, как сообщает «Азатлык», туркмены берут за основу текст соглашения на русском языке, в котором, по их утверждению, четко прописано, что предварительное рассмотрение дела в местных судах является обязательным условием. Турецкий же вариант написания текста, по настоятельному убеждению туркменской стороны, не должен рассматриваться как оригинал соглашения.
В свою очередь, сторона истца доказывала, что обращаться в туркменские суды за справедливостью бесполезно, так как в стране велика зависимость судов от государства, а судебно-законодательной системе Туркменистана свойственны беспринципность и произвол.
Сообщается, что члены арбитража заслушали свидетелей, в том числе экспертов по русскому и английскому языкам, а также турецких адвокатов, участвовавших при подготовке проекта двустороннего инвестиционного соглашения. Стороны согласились на проведении отдельного слушания по смыслу статьи VII соглашения и возможных ее интерпретациях.
Заслушав обе стороны, арбитры констатировали, что в тексте соглашения на английском языке, подготовленном турецкой стороной, изначально был заложен двоякий смысл, и этот текст позже туркменская сторона перевела с английского на русский язык. Таким образом, по мнению арбитров, в оба варианта соглашения вкралась двойственность толкования одного и того же текста.
Иск о возмещении понесенных в Туркменистане убытков турецкая строительная компания «Сехил» подала в Международный центр для разрешения инвестиционных споров в 2012 году. В МЦРИС с иском против Туркменистана обратилась также еще одна турецкая компания «Ичкале». Рассмотрение вопроса о ценах и суммах трибунал отложил на более поздний срок, сообщило радио «Азатлык».
Справка АНТ. Турецкие компании «Сехил», «Кылыч Иншаат», «Ичкале», «Эрку» и другие, заключившие с Туркменистаном в конце прошлого тысячелетия и в начале нынешнего многомиллионные контракты на строительство различных объектов, к 2010 году один за другим свернули работу и покинули страну. Главной причиной этого, по сообщениям независимых источников, явилась неплатежеспособность заказчика. В 2013 году, по словам другого турецкого бизнесмена Фарука Бозбея, турецких компаний, подавших финансовые иски против Туркменистана, было порядка четырнадцати. Сам Ф.Бозбей также судился с Туркменистаном. В нашу страну он приехал в 1998 году строить агропромышленный комплекс. Постановлением президента Туркменистана от 16 марта 1998 года, фирма бизнесмена была освобождена от уплаты налогов и таможенных пошлин. В 2003 году Бозбею позвонил председатель государственной налоговой службы, который потребовал от него взятку в размере $200.000, а также построить за счет фирмы вертолетную площадку для С. Ниязова. Бизнесмен отказался, а на следующий день к нему пришли из налоговой службы и изъяли все документы. По версии налоговой службы, фирма задолжала Туркменистану сумму в 1.3 миллиона долларов в виде налогов и штрафов. Поскольку Бозбей отказался выплачивать эту сумму, против него было возбуждено уголовное дело. 21 апреля 2004 года Ашхабадский районный суд признал его виновным в ряде экономических преступлений, включая уклонение от уплаты налогов, и постановил конфисковать все его имущество, в том числе его компанию. Бизнесмен был приговорен к 14 годам лишения свободы, он уверен, что уголовное дело против него было возбуждено по приказу С. Ниязова. 29 октября 2005 года его выпустили из заключения.
В свою очередь, сторона истца доказывала, что обращаться в туркменские суды за справедливостью бесполезно, так как в стране велика зависимость судов от государства, а судебно-законодательной системе Туркменистана свойственны беспринципность и произвол.
_________ПОЗОР!!!!__________
Вот так и зарабатываеться авторитет на международной арене! Расстрелы надо вадать за взятачничество! а за подрыв (диверсионные работы) процветании страны скармливать живьем шакалам!
туркменская коррупция — работа мафии, захватившей власть в стране! покончить с мафией надо через Гаагский суд (МУС)!