Туркменабад: Забота о живых или забвение мертвых? (Фото)

cemetery1

Жилые дома на городском кладбище

 

В областном центре Лебапского велаята городе Туркменабаде местные власти не нашли для строительства жилого массива другого, более подходящего, места, как… городской погост. Уже отстроены и сданы в эксплуатацию три 4-этажных дома, возводятся еще несколько. Адрес туркменабадских новостроек — кладбище, расположенное в южной части города, в микрорайоне «Бахар», на пересечении улиц Битарап Туркменистан (бывшая Костандова) и Зелили.

cemetery2

Забор кладбища отодвигают вглубь по мере расширения строительства

 

Очевидно, хяким города Д. Аширов (уже бывший — уволен в январе 2015 года) — а только он был вправе выносить окончательное решение по любому вопросу, касающемуся, в том числе, строительства различных объектов в велаятском центре, — посчитал вполне адекватной мысль постепенно ликвидировать место погребения и застроить его жилыми домами. Ну, право, место ли могилам едва ли не в центре города?!

Новоселы поначалу не придали большого значения месту нахождения их новых домов, но потом радость от вселения в новые квартиры сменилась упадком настроения из-за, мягко говоря, некрасочного пейзажа за окном, а следом и вовсе перешла в состояние, близкое к паническому.

cemetery9

Слева виден разрушенный забор кладбища

 

«По ночам мы слышим голоса, — написали нам жильцы одного из сданных в эксплуатацию домов. — Нам тревожно, неуютно, хочется покинуть квартиру и выйти на улицу, но и там не лучше…».

«Из окон нашей квартиры хорошо видны могилы и надгробные плиты с изображениями покойных и датами их жизни и смерти, — сообщают жильцы другого дома. — Днем еще ничего, можно просто не подходить к окну, а вот поздно вечером и ночью страшно…».

cemetery5

Этим могилам нет и 10 лет

У многих новоселов имеются автомобили, и некоторые из их владельцев признаются, что, оставляя поздно вечером машину у подъезда, они торопятся поскорее зайти в подъезд и закрыть за собой дверь квартиры.

Заселившись в дома, люди приглашают муллу, совершают обряд жертвоприношения в надежде освятить это место, но, по признанию новоселов, легче от этого не становится.

Сотрудники банка «Туркменбаши», кому также предложили приобрести тут дома, наотрез отказались вселяться в новое жилье. А вот у семей военных выбора не было, ведь военные — люди подневольные, что прикажут, то и будут  делать, и они вынуждены жить в доме с видом на кладбище.

cemetery3

Один из нескольких домов, сданных в эксплуатацию

 

Испокон веку у людей любой национальности и вероисповедания было и есть особое отношение к кладбищу, и туркмены тут не исключение. Они считают место погребения усопших святым, а любое вмешательство в жизнь мертвых большим грехом, который ничто не способно искупить, никакой хадж на святую землю.

«Ölüsini sylamadyk – dirisini sylamaz», что в переводе с туркменского означает: не уважающий покойников не уважит и здравствующих. Проезжая мимо кладбища, туркмен обязательно приглушит музыку, мысленно произнесет слова молитвы за упокой душ усопших, тем самым как бы прося прощения за невольно нарушенный покой.

Но в нашем случае все как раз наоборот: экскаваторы, краны, грузовые машины не только умышленно нарушают тишину и покой, они вторгаются на кладбищенскую территорию и рушат надгробия, могильные плиты, сравнивают с землей человеческие останки. На их месте будут стоять новые дома, разбиты детские площадки. «Это ли не святотатство?!» — возмущаются новоселы.

cemetery11

Котлован для будущих домов. Справа — могилы.

Парапсихологи авторитетно предостерегают людей от строительства жилых объектов в тех местах, где когда-то были кладбища. Самое малое, что может ожидать жильцов, это необъяснимые хвори, конфликты, загадочные явления типа полтергейстов и иной чертовщины. Но истории известны и куда более печальные случаи, в том числе и в Туркменистане.

Старый Дом печати на улице Атабаева, 20 в Ашхабаде был построен на братском кладбище жертв землетрясения 1948 года. За те несколько десятилетий, что это здание существует, десятки самих работников или их близкие, члены семьи и даже дети умирали или погибали самым ужасным образом в результате убийства, суицида, падения бетонной плиты, удара электрическим током… Сегодня редакции практически всех изданий переехали из Дома печати в новое здание, подальше от гиблого места, и хочется надеяться, что число смертей и несчастных случаев сократилось, однако в доме на Атабаева продолжают работать типография, а также редакционно-издательское объединение «Метбугат»…

cemetery10

Могилы на кладбище

Возвращаясь в Туркменабад, скажем, что нам, к сожалению, неизвестно, как реагируют на продолжающееся строительство те, чьи близкие похоронены на этом кладбище. Ведь наверняка среди горожан есть люди, до недавнего времени навещавшие могилы, которые сегодня сравнял с землей ковш экскаватора. Что они думают по этому поводу?

«А кто их послушает», — задается тем же вопросом читатель, поделившийся с нами некоторыми снимками, и сам же на него отвечает: «Если живых людей выгоняют из своих домов, то кому дело до мертвых…»

Больше фотографий в наших группах на Фейсбуке и Одноклассниках.

ОБСУДИТЬ (9)

9 комментариев к записи «Туркменабад: Забота о живых или забвение мертвых? (Фото)»

  1. «По ночам мы слышим голоса» :)
    Обратитесь в соответствующее мед. учреждение.

  2. Видимо сайту «Альтернативные Новости Туркменистана» поступают новости не только с Туркменистана, но и еще с загробного мира. ))))))

  3. А что делать со старыми кладбищами в черте города? Пропустим бред про голоса по ночам, реально, мертвым — метрвое — живым -живое. Что-то в Ашхабаде, когда новые кв-ры по Советской с видом на кладбище давали, никто не возмущался.
    Про дом печати — детишки,надо знать историю города, если вы уж писать собрались про любимый Ашхабад. Нет там никакого кладбища, оно выше, Мира-Худайбердыева. На месте дома печати котлован лет 20 стоял в 1950-60 годах. Никакого кладбища там нет априори.

    • Почему бы не вселить в эти дома людей, у которых вообще нет жилья? Сколько семей ютятся все вместе — старенькие родители, сыновья с невестками, внуки… Кому не до выбора, сказали бы спасибо властям за такое жилье. Или вот чиновников бы туда поселить! А почему нет, пусть посмотрят из окон на кладбище)
      Насчет дома печати — кладбище там на самом деле рядом, необязательно строить на чьих-то костях. А с другой стороны кто знает, где именно заканчивались братские могилы, в которые захоранивали погибших людей?
      Ну и совсем последнее. Туркменистан такая большая по территории страна, столько земель, неужели нельзя освоить новые и не тревожить старые захоронения?

  4. Дома построили не на кладбище, а рядом. На фото тоже видно, что между домами и могилами забор бетонный есть. Та сторона перекрёстка Зелили-Костандова кирпичным забором была обнесена, чтобы старый забор кладбища и пустыря видно не было. А забор самого кладбища чуть дальше в глубине был. Вот и все думали, что керпичный забор — это забор непостредственно кладбища. В промежутке был пустырь. Такая вот визуальная ошибка получилась. На кладбище лет 20 уже никто не хоронит, запрещено. Вообщем, «смерть уступает место жизни».

  5. Реально, там между домами и кладбищем на фото даже бетонный забор кладбищенский виден. А стройка за забором. А дома возле кладбищ во всём мире строят. Надо не мётрвых бояться, а живых. Мёртвые живым плохого не сделают.

  6. Прям как в фильме где Краморов говорит: «А там мёртвые с косами вдоль дорог стоят». «Алтернативным новостям» респект за альтернативный взгляд на объективную реальность. Статья — страшилка получилась отличной! Прям читаешь и сам оказываешься на месте жильцов «проклятого» дома. Ааааа (от страха). :-)

  7. Бетонный забор чередуется керпичным! Ставили забор что было под рукой! Даже если там был пустырь по всем обычиям близ кладбищя живве не живут дабы не беспокоить мертвых! А тут такое!

Комментарии закрыты.