В конце октябре Туркменистан отмечает 24-ю годовщину со дня обретения независимости. Как все эти без малого четверть столетия, вновь ожидается грандиозный праздник, призванный продемонстрировать себе самим и миру о наступившей в отдельно взятом государстве эпохе могущества и счастья.
Несогласных с данным постулатом или подвергающим его сомнению внутри страны практически нет, да и немудрено: все эти 24 года власти Туркменистана целенаправленно боролись с теми, кто выражал свое недовольство, требовал справедливости или пытался донести правду о туркменской действительности до мировой общественности. Туркменский режим, признанный международными правозащитными организациями одним из самых репрессивных в мире, стремился заткнуть рот инакомыслящим, надеть, образно выражаясь, яшмак на весь народ.
Для непосвященных объясняем: яшмак — это часть головного платка, которым туркменские невестки закрывают рот в присутствии родителей мужа или других его родственников; замужняя женщина завязывает яшмак и при других незнакомых мужчинах, особенно если они старше по возрасту. Яшмак изначально воспринимался как символ скромности, молчаливого послушания, покорности замужней туркменской женщины. От невестки нельзя услышать возражение или несогласие, если ее рот под яшмаком.
Отчасти властям, обоим президентам – С. Ниязову, и Г. Бердымухамедову, удалось завязать яшмак своему народу. За прошедшие 24 года в Туркменистане появилось поколение людей, выросшее в обстановке страха, покорности и послушания, воспитанное в условиях правового беспредела, произвола чиновников и работников полиции, службы госбезопасности и прокуратуры, судов. Люди нового поколения отдают себе отчет в том, что может последовать, если, например, в телефонном разговоре негативно высказаться по поводу проводимой президентом политики; или какими последствиями грозит неосторожно сказанное в кругу коллег или соседей недовольство, замечание. Каждый знает, что телефоны в стране прослушиваются, а в любом коллективе есть «уши», о чем еще великий Махтумкули писал: «страна кишит клеветниками».
Однако, на чужой роток, как ни старайся, не накинешь платок. В безвыходных ситуациях всегда найдется тот, кто преодолевает страх и открыто высказывает правду, кто отказывается молча сносить несправедливость и быть покорным. Даже в гнетущей атмосфере туркменской действительности, пронизанной страхом и настороженностью, находятся истинные патриоты, которым небезразлична судьба страны и которые смело указывают на ошибки и просчеты властей, критикуют погрязших в коррупции чиновников, выражают собственные взгляды на проблемы и предлагают их решение.
С такими людьми с гражданской позицией туркменские власти с помощью спецслужб и правоохранительной системы ведут непримиримую борьбу. Во времена С. Ниязова подобных смельчаков, если на них не действовали ни угрозы, ни преследования, объявляли умалишенными и упрятывали в психиатрические диспансеры. Яркий пример – судьба гражданского активиста из Балканабада Гурбандурды Дурдыкулиева, которого режим С. Ниязова на три года упрятал в одну из лечебниц в Лебапском велаяте. Случилось это 13 февраля 2004 года. Лишь после того, как шесть американских сенаторов и конгрессменов призвали С. Ниязова немедленно и без каких-либо условий освободить узника совести Дурдыкулиева, режим выпустил свою жертву из психлечебницы.
Практику применения карательной психиатрии в борьбе с диссидентами и инакомыслящими продолжил, было, и нынешний президент Гурбангулы Бердымухамедов.
18 июня 2008 года в психиатрическую больницу в том же Лебапском велаяте в принудительном порядке был отправлен учитель из Бахардена Сазак Дурдымурадов, чья «вина» состояла в том, что он озвучил свое мнение о жизни в Туркменистане в интервью радио «Азатлык» — туркменской службе радио «Свобода». Позже С. Дурдымурадов сообщил, что перед отправкой в лечебницу агенты Г. Бердымухамедова пытали его электрошоком, требуя от него прекращения сотрудничества с радио «Азатлык». В диспансере С. Дурдымурадов пробыл недолго: под давлением международной общественности власти вынуждены были его освободить.
Очевидно, после этого случая режим решил изменить систему наказания инакомыслящих. Отныне вместо карательной психиатрии стали использовать наркотики, что оказалось куда проще для полиции, убедительнее для общественности и практически беспроигрышно для международных правозащитников, нежели объявить психически здорового человека ненормальным. Наркотики можно легко подбросить в квартиру тому, которого нужно оклеветать, подсунуть в карман или в салон личного автомобиля. С понятыми у туркменских спецслужб проблем никогда не было. А это означает, что процессуальное оформление «задержания человека с наркотиками» будет вполне соответствовать духу и букве закона Туркменистана, так что и комар носа не подточит.
Более того, если человека надо посадить не надолго, то при проведении «оперативно-розыскных мероприятий» спецслужбы сами или их подручные из МВД и местного Госнаркоконтроля подбрасывали наркотики в незначительных дозах или наркосодержащие таблетки с тем, чтобы потом предъявить обвинение в их употреблении или хранении. Ну а если кого-то, по указанию с самого верха, «надо закрыть прочно и надолго», то в таких случаях к наркотикам добавляют еще и весы, чтобы инкриминировать обвинение в особо крупном объеме и торговлю. И в том и в другом случае задержанный лишается свободы на длительный срок и не имеет шансов выйти на свободу по амнистии.
Наркотики используются спецслужбами тогда, когда иные способы давления исчерпаны, невозможны или не эффективны. Например, человек безработный. Уволить его, лишив тем самым средств к существованию, невозможно, он и так находится в тяжелой ситуации. Также бесполезно применить испытанный метод коллективного или семейного наказания в случае, если никто из близких родственников не занимает сколько-нибудь стоящих должностей в госструктурах. Вот в таких случаях безотказным оружием в руках туркменских властей в их непрекращающейся борьбе с инакомыслящими становятся наркотики.
Очень удобно и практически беспроигрышно «строгать» обвинения в преступлениях, связанных с наркотиками, в отношении тех лиц, кто, по мнению властей, выносит сор из избы. В декабре 2011 года бывший партийный лидер, а позже министр культуры Туркменистана Гельдымурад Нурмухаммедов дал интервью радио «Азатлык», в котором критиковал власть за отсутствие в стране демократии и многочисленные нарушения прав человека. Он высказал также свое мнение по поводу легитимности Демократической партии Туркменистана, лидером которой в то время был президент Г. Бердымухамедов.
После того злополучного интервью строительная фирма «Эсбап», принадлежавшая брату Г. Нурмухаммедова, подверглась тотальной проверке со стороны налоговой и финансовой службы, а вскоре и вовсе была закрыта. А 5 октября 2012 года агенты Г. Бердымухамедова схватили самого Гелдымурада Нурмухаммедова и без предъявления ему каких-либо обвинений направили в Дашогузский наркологический диспансер, где он пробыл 9 месяцев.
Апробированная на Г. Нурмухаммедове практика использования наркотиков как повод для подавления инакомыслия и для предотвращения утечки информации из страны, сейчас поставлена на поток. Теперь туркменский режим не ломает голову над тем, как упрятать подальше человека, который говорит правду о Туркменистане, выражает недовольство и критически оценивает деятельность первого лица государства.
Свежий в этом плане пример – судьба гражданского журналиста, сотрудничавшего с проектом АНТ и радио «Азатлык» Сапармамеда Непескулиева. Этот человек, который в жизни ни разу не привлекался к ответственности за наркотики, после публикации своих материалов и фотоснимков в зарубежных изданиях в одночасье стал фигурантом наспех сфабрикованного уголовного дела по преступлению, связанному с наркотиками.
Пополнив новым приемом свой арсенал грязных методов борьбы с инакомыслящими, а именно предъявлением обвинений в наркомании, нынешний туркменский режим пытается таким образом насадить в обществе еще больший страх. Да, кто-то, а, вероятно, даже большинство, будут бояться и терпеть произвол и беззаконие властей. Но держать всех в страхе не получится, всегда будут те, кто даже под страхом лишения свободы будут искать справедливость и нести правду жизни в общество.
сейчас с недовольными расправляются при помощи химии и ядов, причем травят также всех их близких! в Туркмении у власти банда преступников хуже и опаснее, чем вооруженные террористы!
Да жалко мужика,жил в ЧУРКЕ..АНЕ так и есть что написано в статье.Был случай один ляпнул про президента и его увезли в неизвестном направлении.Вы ёб..ая власть Туркменистана вас всех вал..ть надо спасибо боевикам которые начинают вступления в Чуркест..н,а тебя През..дент уб…ют поверь ур..од.