Как сообщает туркменская пресса, 10 апреля президент Г. Бердымухамедов провел специальное совещание с руководством нефтегазового сектора страны. На нем рассматривались, в том числе, и итоги комплексной проверки деятельности министерства нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов, а также подведомственных ему государственных концернов «Туркменнефтегазстрой», «Туркменгаз», «Туркменнефть», госкорпорации «Туркменгеология» и Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов.
Читателям не сообщили, что именно выявила проверка Высшей контрольной палаты, однако по ее итогам президент освободил от должности главу концерна «Туркменнефть» Реджепгелди Иламанова. СМИ сообщили, что чиновник перешел на другую работу. А вот заместителя главы концерна президент уволил с формулировкой «за серьезные недостатки, допущенные в работе». Что же стоит за ней?
В начале февраля мы писали о трагедии в Хазаре (бывший г. Челекен), унесшей жизнь молодого оператора, работавшего на перекачке нефтегазодобывающего предприятия «Хазарнефть». Парень поднялся на резервуар производить замер нефти, но в итоге провалился в полную емкость размером с трехэтажный дом. Его искали пять часов, пока кто-то не догадался проверить резервуары. По пролому в одной из цистерн и поняли, что произошла трагедия — резервуар прогнил полностью.
В том материале мы писали и о ветхой нефтегазовой инфраструктуре, и о коррупции, и о некомпетентности тех, кто занят в этом секторе. Как раз после хазарской трагедии власти и инициировали эту самую проверку, которая, к слову, пришла к выводу, что погибший парень сам был виноват в случившемся – замер нефти не входил в его обязанности.
Между тем, наши источники указывают и на другую возможную причину столь внезапного и специального совещания президента с руководством нефтегазового сектора. В первую неделю апреля (точная дата неизвестна) в поселке Чекишляр близ этрапа Эсенгулы (бывший Гасан-Кули) начала уходить под землю буровая установка, принадлежащая концерну «Туркменнефть». На ней производили бурение, когда пошел газ пропан, но не в колонну (в трубу), а вокруг нее. Специалисты не успели установить фонтанное оборудование, которое позволило бы газу иметь выход. Не смогли они и вовремя задавить межпластовое давление. В результате образовавшийся грифон (внезапный прорыв газа на поверхность, движущегося под большим давлением по затрубному пространству буровой скважины) разрушил устье скважины и станция начала уходить под землю. Нам точно неизвестно, ушла ли вся буровая под землю или только частично – источники говорят по-разному. Один из них сообщил, что жертв нет. Он также отметил, что специалистам удалось сохранить и перенести в безопасное место и все оборудование.
Наши источники отмечают, что к этому нефтяному месторождению присматривалась японская национальная корпорация по нефти, газу и металлам, специалисты которой должны были посетить месторождение буквально в эти дни. Однако из-за инцидента их визит отложен на неопределенный срок.
Является ли этот инцидент причиной отставки второго лица в ГК «Туркменнефть» — неизвестно. Однако ясно, что, несмотря на всю комплексность проведенной Высшей контрольной палатой проверки в нефтегазовом секторе страны, его реальные проблемы, в том числе те, о которых мы писали ранее, до главы государства так и не дошли. Иначе результат совещания был бы совершенно иным, включая формулировки отставок чиновников.