Накануне и в дни празднования 20-й годовщины нейтралитета Туркменистана в Ашхабаде проводилась кампания по выявлению и выдворению из города всех, кто живет и трудится в столице, не имея ашхабадской прописки. В кампании были задействованы участковые инспекторы полиции, а также все основные силы патрульно-постовой и других оперативных служб МВД Туркменистана. В операцию были вовлечены также домоуправления и другие службы жилищно-коммунального хозяйства города. Все это напоминало инвентаризацию товаров в торговом складе, только вместо товаров были люди – граждане Туркменистана.
Наши читатели сообщали, что иногородних ловили повсюду – на улицах, рынках, остановках общественного транспорта, в окрестностях строящихся объектов, спальных микрорайонах и даже пригородных поселках Кеши, Гарадамак, Гями… Среди тех, кто был задержан и препровожден в отделение полиции для последующей депортации из города, были не только молодые люди, приехавшие в Ашхабад на заработки, но и граждане в возрасте, которые прожили здесь не один год и даже успели обзавестись семьями. Однако участковые инспекторы ни с кем не церемонились.
«Раз нет ашхабадской прописки, то ты не имеешь права здесь находиться, жить, работать», — заявляли они тем, кто пытался напомнить стражам порядка, что они, как и ашхабадцы, являются гражданами Туркменистана, и у них имеется такой же паспорт, как и у столичных жителей.
«В декабре полицейские вообще обнаглели, — пишет наш ашхабадский читатель. – По вечерам они устраивали облаву на приезжих и забирали либо в отделение, либо в ближайший опорный пункт на всю ночь. Задержанные ощущали себя людьми второго сорта».
Вот что написал житель Туркменабада, побывавший в опорном пункте полиции:
«Полицейские обращались с нами, как с какими-то преступниками. Они чувствовали свою власть над нами. Каждый из них ощущал себя хозяином положения, этаким царьком, который при желании мог за деньги помиловать затолканных в железную клетку людей, а мог наложить штраф и депортировать по месту прописки. Из нашей группы задержанных почти половина предпочла дать деньги и быстрее покинуть полицейский обезьянник».
В предпраздничные и праздничные дни гражданами второго сорта почувствовали себя и те, кто содержит свои семьи за счет частного извоза пассажиров из велаятов в столицу и обратно, а также таксисты, работающие в Ашхабаде на своей машине с областными номерами. Водителям запрещали ездить по городу до 15 декабря, пока не закончатся праздники, а автомобили увозили на штрафную стоянку. Сотрудники дорожного надзора полиции ссылались на указ президента, запрещающий въезд в Ашхабад машин с иногородними номерами.
Старожилы говорят, что припоминают нечто подобное в те времена, когда из Москвы в Ашхабад приезжал высокий гость, и город зачищали от «антиобщественного элемента» – проституток, тунеядцев, бывших уголовников, бомжей. Нынче ашхабадские полицейские свои действия объясняют тем, что все силы правопорядка и безопасности в дни празднования 20-летия нейтралитета, согласно указанию сверху, переводятся на усиленный режим несения службы. В итоге получается так, что внутренние служебные инструкции МВД, указания какого-то чиновника из правительства или лица из аппарата президента могут оказаться главнее и важнее положения, закрепленного в Основном законе Туркменистана.
Наши читатели сообщают о ставшей привычной тенденции следования недоброму примеру столичных властей и полицейских местными подростками. Наблюдая каждый день то, как представители власти ущемляют права иногородних, ашхабадские старшеклассники в некоторых районах столицы стали проявлять агрессивность в отношении тех, кто бедно или просто одет, или отличается от столичных жителей иными признаками, например, говором. Подобные случаи отмечены нашими читателями в районе школы №16, а также колледжа №64, считающегося элитным.
В большинстве своем ашхабадцы не понимают и не принимают действий властей в предпраздничные и праздничные дни. «Мы постепенно начинаем ненавидеть эти большие праздники, потому что они сопровождаются многими запретами или ограничениями. Движение общественного транспорта почти парализуется, работа аэропорта нарушается, везде образовываются пробки и заторы машин. А проводившаяся в эти дни зачистка города от приезжих из велаятов не способствует единению туркменского народа. Эти действия ашхабадских властей одних делают бесправными, а других избранными, особыми. Неужели этих плодов не видят те, кто дает подобные указания сверху?!», — пишет наш читатель из Ашхабада.