В Туркменистане дехканам увеличили размер оплаты за использование пахотной земли в межсезонье для посева промежуточных культур: кукурузы, фасоли, маша, кунжута и других. По сообщению корреспондента радио «Азатлык» Османа Халлыева, возобновившего свою деятельность после вынужденного отказа сотрудничать с с зарубежным радио, из 170 тысяч гектаров земли, освободившейся в июне после уборки пшеницы в Лебапском велаяте, 100 тысяч га остались до осени незанятыми.
Если в 2014 году за посев кукурузы на площади в 1 гектар в кассу дехканского объединения арендатор платил 300 манатов ($86), за маш 200 манатов ($57), за просо 250 манатов ($72), то в 2015 году, независимо от вида высеваемой промежуточной сельскохозяйственной культуры, плата за использование 1 га земли выросла до 600 манатов ($172).
Житель этрапа «Галкыныш» по имени Хемра в интервью радио «Азатлык» сказал, что дехканское объединение не имеет права взимать с земледельцев деньги за временное использование земли под сельхозпосевы. Об этом, по его словам, говорит уже хотя бы тот факт, что деньги в кассу дехканского объединения заставляют вносить наличными, в то время как по закону все денежные платежи между крестьянами и государством должны проводиться перечислением через банк. Неизвестным остается и то – кто, как и в каких целях использует собранные таким способом деньги. Администрация не информирует об этом крестьян и не отчитывается перед ними.
Согласно статье 22 Кодекса Туркменистана «О земле», все земли Туркменистана, кроме тех, что предоставлены в личное пользование гражданам, находятся в собственности государства. Дехкане, сеющие, согласно заказу, пшеницу или хлопок, арендуют землю у государства. Выходит, что после сбора «государственного» урожая и вплоть до нового посева, когда остается еще несколько месяцев, дехкане не могут бесплатно использовать арендованную землю на свое усмотрение и получать с нее «негосударственный» урожай.
При этом статья 1 того же закона гласит: «Земля в Туркменистане является достоянием туркменского народа, находится под охраной государства и подлежит рациональному и эффективному использованию».
Засевать землю в межсезонье и есть использовать ее рационально и эффективно. Доходы, получаемые туркменскими земледельцами, настолько ничтожны, что не позволяют им еще платить за землю под посев промежуточных культур. Те же из них, кто все же покупает эту возможность, получает, в итоге, прибыли ровно столько, чтобы иметь самое необходимое, а на покупку обновы, как в туркменской поговорке, заработанного уже не хватает.
Экономист Дурдыбай, с которым побеседовал корреспондент радио, предлагает безвозмездно предоставить землю под посев промежуточных культур и установить налог на прибыль. Этот вариант, по его словам, способен устроить все стороны. По мнению специалиста, земли, освободившиеся после уборки пшеницы, можно засевать не только кормовыми культурами, но и получать с них высокие урожаи фасоли, маша, кунжута и других продовольственных культур, которые приносили бы дехканину весомую прибыль.
«Если разбогатеет сельхозпроизводитель, то богатым станет и государство, однако местные руководители почему-то не желают поверить в эту простую истину», — отметил экономист Дурдыбай.
Туркменские крестьяне, возделывающие пшеницу или хлопчатник, говорят, что у них прав меньше, чем обязанностей и условий перед государством. В случае, если арендатор по независящим от него причинам не выполнит хотя бы одно из своих обязательств, то он лишается права на аренду этой земли, сообщает «Азатлык».
А кто из вас подумал, что чрезмерная эксплуатация плодородных земель истощает почву? Завтра необходимо будет проводить комплекс агро-мер по восстановлению почвы а это стоит денег. Повышение налога на использование земли в первую очередь направлено на стимуляцию бережного к ней отношения.