В интервью радио «Азатлык» (25 ноября) туркменский диссидент Акмухаммед Байханов, пять лет своей жизни проведший в нескольких местах лишения свободы, поведал о том, что ему инкриминировали власти Туркменистана в 2003 году и через что ему пришлось пройти в туркменских тюрьмах.
А. Байханов был арестован сотрудниками министерства национальной безопасности 18 июня 2003 по обвинению в недонесении и укрывательстве преступления. В течение трех месяцев, вплоть до самого заседания суда, его содержали в следственном изоляторе, что находится рядом с главным зданием МНБ в Ашхабаде. После суда Байханова этапировали в СИЗО города Теджена, где он провел несколько месяцев, а затем в колонию общего режима в Сейди.
«В колонии Сейди я был с февраля 2004 года по январь 2006 года. Сначала находился среди всех, но потом меня и еще нескольких осужденных поместили в специальное место, где отбывали срок осужденные по политическим статьям. Сначала нас там было 18 человек, но потом кому-то изменили режим содержания, и нас осталось шестеро. Потом мы узнали, что из тех, кто был с нами изначально, кого-то этапировали в Туркменбаши, в крытую тюрьму, а кого-то в тюрьму «Овадан-Депе«. Оставшихся шестерых позже перевели в Туркменабад, в печально известную тюрьму «Абды-шукур», где я находился до марта 2007 года», — сказал А. Байханов.
Родственники заключенных массово пишут президенту
Люди в своих письмах акцентируют внимание главы государства на семейных проблемах, многодетности, болезнях, тяжелом финансовом положении, преклонном возрасте родителей
По его словам, всем осужденным по политическим мотивам так или иначе инкриминировались обвинения по так называемому делу «ноябристов». Среди осужденных, например, были работники марыйской таможни и Госстандарта, которых обвинили в пособничестве провозу на территорию страны оружия из-за границы.
«Все политзаключенные, обвиненные в причастности к событиям 25 ноября, с первых дней нахождения под стражей были лишены передач и свиданий с родными. В каждой тюрьме или в колонии нас держали отдельно от тех, кто совершил иные преступления. Обвиненные во взяточничестве, в совершении других экономических преступлений, в отличие от нас, могли спокойно получать продукты, встречаться со своими женами и детьми. Мы были лишены всего этого. Особенно невыносимыми были условия содержания заключенных в сейдинской колонии общего режима. Еще хуже было в тюрьме «Абды-шукур», где политзаключенных держали в 12 специальных боксах, двери которых почти не открывались. В тесных боксах дышать было нечем, свет туда никогда не проникал. Осужденных лишали права на короткие прогулки. Кормили ужасно. Давали только вареную сечку, по сути, отходы, получаемые при переработке риса. Не мытую сечку кипятили в воде и ею кормили нас. От такой еды через месяц-другой заключенные становились похожими на узников фашистских концлагерей. Представляете себе узников концлагерей? Мы были похожи на них. Ни мяса, ни масла в еде, и человек превращался в живой скелет», — сказал туркменский диссидент.
Акмухаммед Байханов один из немногих осужденных, которым довелось оказаться в тюрьме «Овадан-Депе» и которым удалось живым оттуда выбраться.
«В марте 2007 года меня вместе с другими политзаключенными этапировали в тюрьму «Овадан-Депе». Когда нас привезли, я заметил, что количество охранников и офицеров в пять раз превышало количество доставленных заключенных. Прием этапа начался с побоев. Избивали безжалостно, как настоящие садисты. Некоторых из нас ударами прямо распластали по земле. Все это сопровождалось грозными окриками, унижениями человеческого достоинства. Потом всех раздели донага, одежду и вещи изъяли. Нас одели в черную робу, в одежду заключенных «Овадан-Депе». Я попал в 12-ю камеру. Нас избивали по графику и без графика, через день, а иногда выводили раздетыми в коридор и нещадно избивали там. Процесс истязания заключенных офицеры тюрьмы снимали на камеру. Потом кому-то показывали отснятые сюжеты…», — сказал Акмухаммед Байханов.
Условия содержания заключенных в «Овадан-Депе» хуже, чем в любой другой тюрьме, в которой я был до этого, сказал в интервью радио «Азатлык» туркменский диссидент.
Ранее в интервью агентсву Рейтер Байханов говорил что Авды Кулиев при встрече в Москве предлагал ему должность премьер министра/ В другом интервью утверждал что незаконно осудили только за то что встречалься с Авды Кулиевым/
Дервиш, Вы своего президента на словах ловите и высказывайтесь в Нейтральном Туркменистане. Люди и понятия не имеют , за что их посадили. Хватали даже тех, чьи тел.номера в распечатке были. так что не надо судить никого, а то смотрю, от могущества и счастья у многих в Тм уже серое вещество в тормозную жидкость превратилось.
Я как и все в начале удивился почему его посадили только за встеручу с Авды Кулиеым только после интервью Рейтер сталоясно что это не была обычной встречей если предлагали должность премьер министра/ Считаю что не надо вводить в заблуждение людей что за обычную встречу сажают людей/ Не знаю Байханова но сколько встречал людей кто занимался бизнесом все любили немного приврать/ Даже когда беседовал с одним человеком из так называемого западного/капиталистического/ мира он также сказал что у них кто занимается бизнесом обычно лгут/ Еще раз повторяю Байханова не знаю возможно эти слова к нему не относятся/ Просто уведомил читателей которые возможно не читали интервью данное Байхановым агентству Рейтер/ Как я понима/ такие солидные агенства все интервью записывают и хранят в архиве/ У меня есть предположение почему прозвучали в интервью Рейтер такие слова но это только предположение/ любой человек поймет и вы Вера наверно тоже поняли/
Вера почему вы и другие комментаторы которые причесляют себя к опозационерам так любите писать оскорбления? Неужели вы не можете нормально дискутировать?
Почему вы считаете Вас кто живет за пределами Туркменистана слишком умными а тех кто осталься жить на Родине людьми у которых как вы выразились — //серое вещество в тормозную жидкость превратилось//
В одном из комментариев человеку который тоже был любителем оскорблять я написал следующие слова — » ВСЕ ПЛОХОЕ ЧТО ЕСТЬ У ЧЕЛОВЕКА ВЫХОДИТ НАРУЖУ ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ЯЗЫКА».
Этот комментор сразу исчез из поля зрения/Если бы он написал бы следующий комментарий хотел поинтерсоваться правильно ли это выражение которое случайно появилось — как вы там сказали — в сером веществе которое превратилось в тормозную жидкость/
Правда помню что тормозная жидкость была вроде красного и желтого цветов говорят сейчас есть и зеленного/ теперь буду знать что оказывается есть и серого цвета/
Дервиш, хочу спросить: а почему надо было так серьезно принимать предложение Авды Кулиева Байханову стать премьер-министром? Да мало ли что предлагал Кулиев!!! Кто он на тот момент был? Беглый человек, скрывавшийся в России. И что, только за то, что кто-то кому-то предложил стать премьер-министром, надо посадить человека?! Если сейчас лично вам кто-то из оппозиции в Швеции предложит заменить Бердымухамедова на посту президента и об этом узнается в стране, вас надо тут же упечь в Овадан депе?! Ну это же несправедливо, вы так не считаете?