По сообщениям из Туркменистана, сильные осадки, выпавшие на большей части страны в конце минувшей недели, подтопили некоторые районы Ашхабада и других городов. В частности, в городе Туркменбаши, на западе страны, дождь залил значительные участки трассы от аэропорта до города, а также поселок Кенар (бывший Уфра).
На этой фотографии видно, как днища проезжающих автомобилей практически полностью скрываются в воде. Водители говорят, что основная причина неудобств на дороге — это не столько сам дождь, сколько многочисленные ямы.
Проливной дождь на западе страны шел сутки и причинил ущерб некоторым отелям в зоне отдыха на Авазе. На этом фото видно, что крыша одной из гостиниц протекла, вода стала течь на внутренний козырек входа в здание. Персонал начал срочно обкладывать всё тряпками.
Обильные осадки нанесли серьезный урон и сельскохозяйственным посевам в других регионах Туркменистана. О некоторых подробностях стихии 18 апреля в эфире радио «Азатлык» рассказал ашхабадский писатель Аманмурад Бугаев. Он, в частности, сказал, что дожди, начавшиеся во второй половине прошедшей недели, продолжаются до сих пор в Марыйском и Дашогузском велаятах, однако сильный урон уже нанесен посевам в Лебапском велаяте.
Местные жители, с которыми удалось побеседовать писателю, сказали, что большая часть того, что взошла и пошла в рост на их приусадебных участках, потеряна. Ливень побил все уже зацветшие кусты помидоров и других растений и теперь, по словам некоторых жителей долины Лебапа, будущий урожай оказался под большим сомнением. Почти все приусадебные участки придется повторно пересевать.
По словам А. Бугаева, пересев предстоит провести и на большей части хлопковых полей, на которых вода с верхом затопила недавно взошедшие ростки хлопчатника. Специалисты говорят, что от всходов, оказавшихся под толщей воды, толку не будет, и что все затопленные поля надо будет заново пересевать.
Пересев, как известно, это потеря времени, так как земля должна впитать в себя всю влагу, а затем подсохнуть к приему новых семян. Пересев на больших площадях предстоит провести в районах, которые местные жители называют группой чарджоуских этрапов.
Затопление хлопковых полей ливневыми осадками ставит под угрозу выполнение арендаторами-хлопкоробами установленных им государством плановых заданий. В то же время повторный пересев хлопчатника ложится бременем на плечи земледельцев, которым придется нести дополнительные расходы, связанные с вторичным использованием пахотных тракторов и другой техники, семян, горючего. Эти расходы впоследствии будут вычтены с их доходов, что не позволит земледельцам выручить за свой урожай много денег. Дехканам придется в поте лица трудиться, чтобы в конце года иметь хоть какую-то прибыль и не остаться в должниках у государства.
«Стихия разгулялась в начале посевной кампании, это обстоятельство вселяет немного уверенности — остается время успеть пересеять поля, но тут многое, конечно же, зависит от слаженной работы государственных структур, призванных оказывать помощь дехканам техникой, удобрениями», — сказал А. Бугаев.
Однако, продолжает ашхабадский писатель, если исходить из опыта предыдущих лет, то и в этом году дехкане могут оказаться один на один с последствиями природной стихии. В прошлом бывали случаи, когда в результате выхода из берегов Амударьи уже почти выращенный урожай оказывался под водой. Но даже в таких случаях со стороны государства земледельцам не была оказана даже существенная помощь.
«Дехкане ни на что не надеются. Они говорят, что это бесполезное занятие, так как их просьбы и обращения в прошлом оставались без внимания со стороны руководства», — сказал А. Бугаев.