На днях в Дашогузе состоялся резонансный судебный процесс над руководством врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), председатель которой Джахан Арашевна Таджева и ее заместитель получили по 12 лет колонии. Доктора были пойманы на получении взятки. Само событие состоялось еще в августе, следствие велось на протяжении почти трех месяцев.
У ВТЭК, который возглавляла Д. Таджева, давно уже была плохая репутация. Больные с трудом добивались положенной им группы инвалидности – Джахан Арашевна открыто требовала за это деньги. Система была таковой, что семейные врачи поликлиники №3, к которой и относилась данная ВТЭК, были «повязаны» с ее руководством. Чтобы пройти путь от семейного врача, выдающего заключение, до председателя ВТЭК, подписывающего решение комиссии, нужно было пройти, по словам одного из горожан, семь кругов ада.
Один из источников АНТ еще в 2015 году сообщал, что его отец-инвалид вынужден каждый год приходить на комиссию и доказывать отсутствие конечности, которая за минувшие 12 месяцев заново не вырастала. «Каждый такой поход сопровождался для больного человека нервотрепкой, но он принципиально не давал врачам никаких денег», — писал его сын.
В минувшем 2016 году о том же самом сообщала и женщина, в итоге скончавшаяся в ноябре. ВТЭК тянул с определением ей 2-й группы инвалидности и упорно ставил 3-ю. «Если бы я пошла у них на поводу и дала запрашиваемую сумму денег, — писала автор, — то получила бы желаемое, как это делали другие больные».
Сегодня горожане говорят: «И чего ей не хватало в жизни: Джахан из уважаемой семьи, муж неплохо зарабатывает в газовой системе, сама тоже занимала хорошую должность; работала бы себе и работала, как того требует закон, так нет же, хочется большего…».
По мнению знающих эту семью людей, Д. Таджева раньше такой не была, изменилась лишь в последнее время — стала груба с больными, высокомерна с подчиненными. Возможно, чувствовала поддержку зятя – мужа своей сестры, занимавшего должность начальника отдела в велаятской прокуратуре. Сегодня ни муж, ни зять больше не работают на прежних местах…
Напомним, что в текущем году в Туркменистане была создана специальная служба по борьбе с экономическими преступлениями.
Да все это частные случаи.
С конца 90х годов все такие комиссии брали деньги.
Увы и ах. страна потеряна навсегда.
Все это показуха. На самом деле коррупция процветает. По прежнему в больницах, в школах, при поступлении в вузы, на работу, гаишникам, на таможне, в Госстандарте, в бирже, в прокуратуре,… надо давать взятки.
Сталь между пальцев, сжатый кулак.
Удар выше кисти, терзающий плоть,
Но вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд.
Разрушенный мир, разбитые лбы, разломанный надвое хлеб.
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
А кто-то так рад, кто-то так рад…
Мама, мы все тяжело больны…
Мама, я знаю, мы все сошли с ума…