21.11.2016 Айша Бердыева (Немецкая волна)
Списки невыездных, ограничение свободы слова и продовольственные очереди — лишь часть проблем, беспокоящих туркменскую диаспору за рубежом в преддверии выборов президента страны.
В феврале 2017 года в Туркмении пройдут президентские выборы. В этой связи в стране наблюдаются существенные ограничения прав и свобод граждан, о чем свидетельствуют эксперты и представители международных организаций. Списки невыездных, ограниченный доступ граждан к интернету, ухудшающаяся экономическая ситуация в стране — все это вызывает обеспокоенность у представителей туркменской диаспоры за рубежом.
«Закручивание гаек»
Руслан Мятиев, редактор онлайн-проекта «Альтернативные новости Туркменистана» (АТН), базирующегося в Европе, отмечает, что ухудшение ситуации в стране стало особенно заметно в последние полгода. Именно тогда, по словам Мятиева, начались перебои с продовольствием и задержки зарплат.
Все это не могло не вызвать недовольство населения. Как следствие, на сайтах, посвященных Туркмении, увеличилось количество статей о возникших трудностях. Люди стали активно высказывать свое несогласие с положением дел и мерами правительства в довольно резкой форме в соцсетях, отмечает редактор сайта AНТ.
«Видимо, это все дошло до высшего руководства страны и 4 октября вылилось в строгий выговор главе МНБ (преемник КГБ) Доврангельды Байрамову. И понеслось: соцсети начали блокировать, участникам различных туркменских групп стали приходить анонимки, что якобы администраторы оппозиционных сайтов «сдают» людей в МНБ», — рассказывает Мятиев.
Выборы и экономический кризис
По словам проживающего в Нидерландах руководителя «Демократического гражданского союза Туркменистана» Вячеслава Мамедова, причин для очередного «закручивания гаек» в Туркмении две: экономический кризис и предстоящие выборы президента страны.
«Туркмения впервые столкнулась с реальным экономическим кризисом за последние два десятка лет. Миллиарды долларов, полученных страной за экспорт энергоносителей, бездумно тратились на строительство дворцов и фонтанов. Резервные и стабилизационные фонды созданы не были», — говорит Мамедов.
Другой причиной он называет предстоящие выборы президента. «Власть, вместо того, чтобы начать объективный анализ сложившегося положения и разработать антикризисную программу, решила жесткими административно-репрессивными методами на корню уничтожить любое недовольство народа. Нас, туркменистанцев, проживающих за границей, такое положение крайне беспокоит», — отмечает он.
Списки невыездных и продовольственные очереди
Если списки невыездных граждан существуют давно, то жесткие ограничения на продажу валюты и сигарет, очереди за продуктами питания — это новое явление для Туркмении, рассказывают собеседники DW. По их словам, причина — в острой нехватке валюты в государстве.
«Государству следует найти истинный баланс курса маната к доллару и наладить цивилизованную свободную конвертацию нацвалюты для закупки и насыщения рынка теми товарами, которые Туркмения производит в недостаточном количестве», — считает Вячеслав Мамедов.
Он рассказывает, что зачастую туркменские граждане обращаются к ним с просьбой о помощи. «Они надеются и верят, что через туркменскую диаспору за рубежом, сумеют решить хотя бы некоторые из колоссального количества проблем, накопившихся в Туркмении», — говорит туркменский активист.
Информационная изоляция и репрессии
По его словам, нельзя скрывать от международной общественности истинное положение дел в Туркмении. «Гражданское общество, не имея ни возможности, ни трибуны для обсуждения экономических и социальных проблем внутри страны, даже под контролем туркменских спецслужб, сообщает о них через социальные сети и мессенджеры», — отмечает Мамедов.
Поэтому особое опасение у диаспоры за рубежом, по его словам, вызывает ужесточение контроля в области электронных коммуникаций: переписки граждан в мессенджере Line и тотальное прослушивание всех международных переговоров.
«Я, например, когда звоню своей маме в Туркмению, слышу, как включается запись нашего разговора. Все это — лишь небольшая часть глобальной и всеобъемлющей борьбы с инакомыслием в Туркмении», — полагает Вячеслав Мамедов.
Как рассказал DW Руслан Мятиев, против наиболее активных интернет-пользователей, например, Галины Вертяковой, туркменские спецслужбы стали фабриковать уголовные дела. Сейчас все местные активисты находятся в полной информационной изоляции: Наталья Шабунц, Хеким Хаджиев и ряд других людей. Они лишены доступа в интернет, их телефоны не отвечают.
Редактор АTH подчеркивает, что получать новости из Туркмении стало сложнее. «В связи с такой травлей источники стали более осторожными, — говорит Руслан Мятиев, — некоторые люди, имен которых я назвать не могу, физически не могут выйти из дома, иначе их «загребут» органы».
Как признается Руслан, им стало непросто получать фотографии и видео из Туркмении. Их корреспонденты рассказывают о том, что много представителей органов в штатском ездят в общественном транспорте и слушают, о чем говорит народ, стоят в очередях перед магазинами, ходят по базарам. Кроме того, и в столице, и в регионах повсюду установлены камеры видеонаблюдения.