Жительница Саятского этрапа Лебапского велаята Дуньягозел Джумагулыева за выступление по радио «Азатлык», прозвучавшее в эфире постфактум, 18 ноября, 15 суток до этого провела за решеткой. В своем интервью, данном радио, женщина пожаловалась на то, что уже много времени не может устроиться на работу по своей специальности, несмотря на неоднократные обращения в местные органы власти.
За несколько месяцев до этого доведенная до отчаяния Д. Джумагулыева позвонила ашхабадскому корреспонденту радио «Азатлык» Солтан Ачиловой и сообщила о своей готовности рассказать о наболевшем, а именно поведать о всех своих мытарствах в поисках работы, о пустых обещаниях местных чиновников, о томительном ожидании решения вопроса через местную биржу труда, о том, как руководители принимают на вакантные места тех, кто дает им взятки.
Для этой цели она приезжает в Ашхабад к Солтан Ачиловой. Во время дачи интервью Джумагулыевой звонят руководитель дехканского объединения «Азатлык» и работник полиции Саятского этрапа и задают один и тот же вопрос: ты где?
Когда женщина сообщила о своем местонахождении, ей сказали буквально следующее: «Ты не ходи к Солтан Ачиловой, а немедленно возвращайся обратно. Мы удовлетворим твою просьбу и обеспечим работой».
Дуньягозел Джумагулыева поверила словам представителей власти и в надежде, что ей на самом деле помогут с работой, возвращается назад в свое село, отказавшись от дачи интервью.
Дома ей и в самом деле предоставили работу. Временную. Вместо ушедшей в декретный отпуск работницы детского сада. Однако через 4 месяца та женщина после родов возвращается на свое место, а Д. Джумагулыева вновь остается без работы.
Тогда женщина решается на новую встречу с С. Ачиловой с намерением рассказать ей обо всем, что происходит вокруг нее.
После дачи интервью и возвращения домой события для Дуньягозел разворачиваются с особым драматизмом. На автовокзале Туркменабада к ней подходят две женщины, одна из которых, показав на нее рукой, громко говорит другой: «Вот та самая, которая взяла у меня товаров на 5 миллионов манатов, когда я торговала на еще действующем «Дунья базаре», и до сих не отдает мне их, скрываясь от меня».
В одной из этих женщин Дуньягозел узнала работницу хякимлика. Другая ей была не знакома.
Опешив от неожиданного поворота событий, Д. Джумагулыева попыталась убедить женщин в том, что она никогда ни у кого не брала товары, что они, возможно, ошиблись и что-то путают, приняв ее за кого-то другую.
Но не тут-то было. Женщина, затеявшая ссору с ней, пригрозила, что сейчас сюда вызовет полицию, которая, дескать, разберется, кто путает, а кто нет. Не успела она отключить свой телефон, как тут же рядом появились полицейские, препроводившие автора интервью в отдел.
Самое интересное в том, что в отделе полиции никто не стал выяснять детали и обстоятельства, при которых Д. Джумагулыева якобы взяла товары на крупную сумму денег и не вернула их обратно. Зато задали другие вопросы. «Ты зачем поехала в Ашхабад? К кому ездила? Давала ли интервью радио?»
В результате Д.Джумагулыева была подвергнута административному аресту сроком на 15 суток. На 13-й день заключения в подвальном помещении отдела полиции ее вызвали на допрос. Человек в штатском, представившийся сотрудником службы национальной безопасности (МНБ Туркменистана), прямо, без обиняков сказал: «Если еще раз поедешь туда и выступишь по радио, мы тебя капитально посадим, на долгие годы посадим».
По истечении срока ареста, работники полиции сняли отпечатки ее пальцев, заставили написать несколько объяснительных и отпустили.
Придя домой, бесстрашная женщина снова позвонила корреспонденту радио «Азатлык», рассказала обо всем, что с ней произошло после возвращения из Ашхабада, и попросила опубликовать на сайте и пустить в эфир ее видеоинтервью.
Туркменские спецслужбы продолжают преследовать независимого журналиста С. Ачилову
В тот же день, но чуть раньше, в коридоре лечебного корпуса, в котором проживала Солтан Ачилова, эти же две женщины напали и избили 75-летнюю пенсионерку, приняв ее за журналистку
«Власти не дают жителям страны встретиться с корреспондентами. Они запугивают всех, кто пытается это сделать. При этом они допускают настоящий произвол, могут без всяких на то законных оснований, по сфабрикованным обвинениям отправить невинного человека за решетку сроком на 15 суток или лишить его свободы на долгие годы. Жертвой такого произвола и стала Дуньягозел Джумагулыева из Саятского этарапа Лебапского велаята», — сказала С. Ачилова в эфире радио 21 ноября.
По ее словам, такая же участь постигла жителя дехканского объединения «Ениш» Серхетабатского этарапа Марыйского велаята по имени Агаджума, который в марте текущего года так же, как Д. Джумагулыева, выступил по радио «Азатлык». Власти оказали давление на родственников Агаджума, чтобы те повлияли на него, а также отправили в его дом старейшин, которые потребовали прекратить выступать по «вражескому» радио.
21 ноября международная организация «Репортеры без границ» распространила специальное заявление, в котором осудила регулярные нападки на корреспондента радио «Свобода» в Туркменистане Солтан Ачилову, сопровождаемые унижающими человеческое достоинство действиями.
В начале ноября аналогичное заявление последовало от “Human Rights Watch”, в котором случившееся с Солтан Ачиловой названо еще одной попыткой туркменских властей заглушить критику в свой адрес.
правозащитникам необходимо организовать приемку от граждан Туркменистана аудио файлов, под псевдонимами, через почту или мессенджеры с рассказами о их проблемах и ситуации в стране??
Организовать-то подобные электронные п-боксы нетрудно, но и взломать их легко (вспомните попытку предвыборного пиара со стоионы мадам Клинтон). Да и есть ли доступ к сети и умение поьзоваться ею у той же Дуньягозел или Агаджума???
за…ело уже!!!
Организовать-то подобные электронные п-боксы нетрудно, но и взломать их легко…
скорее зубы себе сломаешь!))