Граждане Туркменистана, согласившиеся на интервью туркменской службе «Азатлык» или поделившиеся в эфире своим мнением о социальных проблемах в стране, впоследствии подвергаются жесткому прессингу со стороны властей. О том, какие «методы убеждения» при этом используются, 23 марта рассказал Агаджума — житель дехканского объединения «Ениш» Серхетабатского района Марыйской области, на себе испытавший давление властей за свои выступления на радио.
«После того, как в своем интервью я рассказал о некоторых общих для всех туркменистанцев проблемах, ко мне домой пришел арчин сельского Генгеши [глава сельсовета – прим. АНТ], а с ним еще несколько уважаемых в округе людей, в том числе имам района. Их целью было образумить меня. Намеками, «добрым советом» эти люди посоветовали прекратить выступать по «Азатлыку». В ответ я сказал, что выступаю по этому радио не просто так, а говорю о боли народа. Эта боль пронзает душу, тело, она дошла до наших костей», — сказал Агаджума.
В своих предыдущих выступлениях по радио Агаджума говорил о процветании коррупции в Туркменистане, о невозможности устроиться на работу или поступить в вуз без дачи взятки, о безработице, об ужасном состоянии сельских дорог.
Голодовка заключенного Мансура Мингелова: Хроника событий
Голодовка была прекращена 8 июня после визита к Мансуру Мингелову, находившемуся к тому времени на грани смерти, начальника Департамента исполнения наказаний Чары Гельдыева
По словам собеседника «Азатлыка», только одним лишь советом дело не ограничилось. Арчин и прибывшие с ним известные в селе люди, — а среди них были те, кто получили звание «Почетный старейшина народа» и постоянно участвуют в заседаниях Совета старейшин Туркменистана, — впоследствии перешли к угрозам: если не прислушаешься к нашим словам, то потом пеняй на себя, будет плохо.
Агаджума проводил незваных гостей и сказал им, что пока не намерен прекращать свое занятие. Тогда визитеры в том же составе явились в дом младшего брата Агаджума, проживающего в Тахтабазаре, и начали оказывать на него психологическое давление, мол, твой брат выступает по «Азатлыку», тебе надо повлиять на него и сделать так, чтобы он больше этого не делал.
«Вскоре мой брат приехал ко мне и тоже высказал мне немало упреков и нравоучений. В общем, используют разные методы, чтобы повлиять на меня и заставить замолчать. Правда, пока в моем доме сотрудники правоохранительных органов не появлялись. Но это — дело времени», — сказал Агаджума.
Арест С. Непескулиева признан ООН произвольным
Гражданский журналист был лишен свободы за мирное осуществление своего права на свободу выражения мнения, и адекватной мерой стало бы его освобождение и предоставление ему права на компенсацию
Он убежден в том, что визитеры пришли к нему и к его брату не по своей инициативе – их кто-то специально туда отправил.
«Не знаю, как другие, но я молчать не буду, — сказал в заключении Агаджума. — Потому что о происходящем вокруг нас нельзя молчать. А попытки повлиять на меня путем нажима и оказания давления на моих родственников я считаю ни чем иным, как попыткой задушить демократию в Туркменистане, растоптать права человека».
От редакции АНТ: Безусловно, Агаджума вправе поступать так, как подсказывает ему его совесть гражданина. Но практика, к сожалению, показывает, что в Туркменистане люди с гражданской позицией, высказывающие собственную точку зрения, идущую вразрез официальной политике, рано или поздно объявляются уголовными преступниками и попадают на скамью подсудимых, откуда им прямая дорога за колючую проволоку. Другой путь – это психиатрическая клиника.
Несмотря на наше глубокое уважение к Агаджума, его смелость и отвага вызывают обеспокоенность, пример тому – дело Сапармамеда Непескулиева…
Ув. Агаджума,
Большой поклон Вам за вашу смелость и благие намерения. Но будьте прагматичным. Вы живете в авторитарной стране, где преобладающее преимущество народа безграмотны, коррумпированы, далеко не с благими намерениями. Угодив за решетку Вам не помогут ни близкие, ни народ, ни правозащитники, ни «хранители» демократии и прав человека т.к. ООН, ОБСЕ и посольство США. Им далеко не до прав граждан Туркменистана.
Аноним, зачем вы такое советуете. Агаджума в самом деле достоин, в отличии от нас с вами, уважения и восхищения. Вот вы и я прагматичны, но при этом тру’сы… Если в свое время наш великий поэт Фраги Махтумкули тоже был прагматичным и молчал, мы бы его не знали…