Уже стало привычным для туркменских СМИ сообщать о выполнении озвученных в начале года планов по производству сельскохозяйственной продукции, о достигнутых успехах земледельцев. Однако сами земледельцы говорят об обратном — о том, что условия их труда остаются тяжелыми, а доходы не повышаются. Более того, несмотря на свой труд, некоторые их них в конце года остаются должниками у государства. Именно об этом 6 мая в беседе с корреспондентом радио «Азатлык» Солтан Ачиловой рассказала арендатор из Марыйского велаята по имени Энегуль.
Арендатор говорит, что дехканские объединения и те, кто трудится в них, испытывают постоянную нехватку денег. На селе, по словам, Энегуль, лучше живут те, кто максимально эффективно и с пользой для себя используют свои приусадебные участки-меллеки. Эти придомовые земельные наделы очень выручают, иначе пришлось бы трудно, покупая все на базаре, где цены разнятся. В день, когда продуктов туда поступает мало, цены взлетают, а когда завоз большой, то и цены вполне приемлемые. Но не всегда удается попасть на базар, когда все дешево. Иной раз приходится и по более высокой цене делать покупки. Это ощутимо бьет по бюджету большой семьи.
Собеседник радио говорит, что отсутствие денег у сельского населения проявляется и в том, что многие совершают покупки в местных магазинах и коммерческих киосках под запись. Причем так делают многие. Продавцы идут навстречу односельчанам, доверяют им и выдают продукты в долг в надежде на то, что когда-нибудь те получат доход за свой труд в поле и рассчитаются за купленные в долг, под запись продукты.
«Доход дехканам выдается один раз в год. Вот тогда и производится взаиморасчет с магазинами. Всё, что заработал, приходится отдавать, а потом снова целый год жить взаймы. Все так живут, все в долгах. В селе трудно найти семью, которая не имела бы задолженностей. Во всяком случае, вокруг нас таких нет. В сельской местности разве что семьи учителей или медицинских работников умудряются не быть должниками. Остальные все в долгу либо у государства, либо у магазина», — сказала Энегуль.
По ее словам, сельчане испытывают трудности с поливной водой. Они не могут оросить свои участки. Когда вода в арыке есть, то ее пускают только на поля дехканского объединения. Тем, чей приусадебный участок находится у оросителя, еще как-то удается полить его, а остальным поливная вода недоступна. Но люди находят выход. Почти каждая семья имеет во дворе качальный кран. Правда, вода из-под земли не всегда пресная. Соленая и холодная вода так же губит урожай, как и безводье и палящее солнце. Поэтому, чтобы уберечь посевы и получить хоть какой-то урожай, приходится вкладывать много труда.
В социальном плане жизнь на селе трудная, говорит Энегуль из Марыйского велаята.
Фото: Обратная сторона медали водной стратегии президента
Нередко в Челекене воды в кране не бывает сутками, поэтому в моменты, когда ее все же подают, каждая семья заполняет все имеющиеся в доме емкости от кастрюль до бочек, поскольку неизвестно, когда в следующий раз придет живительная влага
Земля в селах приходит в негодность. Нет уже былых виноградников, густых садов на частных приусадебных участках. Всё сохнет, почва подвергается вторичному засолению из-за использования подземной воды. Очень трудно в таких условиях выращивать овощные культуры. Помидоры гибнут, картофель весь поедается жучками. Отчего все это: то ли от воды, то ли от почвы, но трудиться приходится в поте лица, чтобы вырастить что-то на своем участке.
«Когда дехкане получают доход, то с их заработка часть средств удерживается на благоустройство села, на ремонт улиц и прочие вещи. Однако ни один человек в сельской местности не занимается решением проблемы водоснабжения. Асфальт на наши улицы был уложен в стародавние времена, и с тех пор ни разу улицы и дороги не ремонтировались. И никому до этого нет дела», — сказала в эфире радио «Азатлык» арендатор из Марыйского велаята.
На днях президент ГБ объявил что поселок Кака получил статус города. Но говорят что там даже системы канализации нету (у каждого во дворе свой туалет, до эпидемии недалеко), а дороги все разбиты. Как называть Кака городом?