По запросу ашхабадского отделения Интерпола 30 июля в греческом городе Орестиада был задержан гражданин Турции Явуз Олгун (Yavuz Olgun). Туркменские правоохранительные органы объявили его и его супругу – гражданку Туркменистана Сельби Олгун в международный розыск по обвинению в даче взятки должностному лицу. Греческие власти в данный момент изучают полученные от туркменской стороны документы и рассматривают вопрос об экстрадиции. Восьмого сентября над Я. Олгун состоится суд.
Изучив все документы в отношении турецкого гражданина, проект Альтернативные новости Туркменистана факсом направил в прокуратуру Греции официальное письмо-поддержку Явузу Олгун с призывом не допустить его экстрадиции в Туркменистан. Мы получили подтверждение, что письмо получено и принято к рассмотрению.
«Туркменистан является страной, которая не предоставляет обвиняемым доступа к правосудию. Многие уголовные дела фабрикуются с целью вымогательства денег, особенно с иностранцев, или для наказания собственных граждан за инакомыслие», — говорится в письме АНТ.
Редакция привела в пример дело активиста за права белуджей Мансура Мингелова, гражданского журналиста Сапармамеда Непескулиева, а также зарубежного инвестора в экономику Туркменистана Фарука Бозбея. Мы также сослались на свежие страновые отчеты МИД Великобритании и Госдепа США по Туркменистану, в которых говорится о сложностях с оспариванием судебных решений, о коррупции в системе правоохранительных органов и применении пыток в отношении подозреваемых и заключенных с целью получения признаний.
Предыстория
Явуз Олгун работал в Ашхабаде главным бухгалтером в турецкой строительной фирме «Башязыджыоглы». Фирма находилась на первом этаже элитного дома по проспекту Арчабил, а на втором этаже здания у фирмы имелась квартира для размещения своего иностранного руководства. Двенадцатого мая 2008 года Явуз исполнял обязанности руководителя, выехавшего по работе в Азербайджан.
В тот день к нему подошла секретарь офиса Гулялек Атаева и сказала, что ей нужно прибрать квартиру, но Явуз попросил ее сделать уборку после обеда, сославшись на большой объем работы. Она пришла в 13:10, Явуз открыл ей дверь и попросил провести уборку быстро.
Из жалобы Явуза Олгун в городской суд Ашхабада:
«Войдя внутрь, у Гулялек неожиданно началась тряска, будто она чего-то испугалась. Я подумал, что она вот-вот упадет в обморок, и подошел к ней. Вдруг у меня зародились сомнения [в ее поведении]. Я подошел к входной двери, а там уже стояли сотрудник министерства национальной безопасности и представитель миграционной службы – будто заранее все знали и лишь выжидали момента».
Гражданина Турции задержали и отвезли в миграционную службу для написания объяснительной. У Гулялек тоже взяли объяснительную, в которой она написала, будто имела с Явузом интимную связь за 100 долларов. Тем не менее денег, якобы полученных от Явуза, Гулялек не показала. Серия и номер купюры в протоколе также зафиксированы не были.
Из жалобы Явуза Олгун в городской суд Ашхабада:
«Я сказал, что если я действительно имел с ней половую связь, то давайте проведем медицинскую экспертизу. Но меня никто не слушал».
Спустя 2 дня, 14 мая, в Чандыбильском районном суде г.Ашхабада состоялось слушание по делу Явуза Олгун.
«На суде все мои показания извратили и в таком виде внесли в пояснение к приговору, будто я признал свою вину и покаялся, — сообщил Явуз редакции АНТ по телефону из греческой тюрьмы. – Но это в корне не так! На суде Гулялек не могла ответить на мои вопросы, в частности, не могла описать квартиру, в которой, якобы, произошло совокупление, постоянно путалась в показаниях. Она также заявила, что два месяца назад уже вступала со мной в интимную связь за 300 долларов».
На суде представитель МНБ продемонстрировал стодолларовую купюру, якобы полученную Гулялек от Явуза. Получается, что любая женщина может вот так показать деньги и посадить в тюрьму любого мужчину.
Несмотря на все доводы, решением суда Явуз был признан виновным во вступлении в половую связь с лицом, занимающимся проституцией, хотя Гулялек работала в фирме секретарем, и приговорен к 15 суткам административного ареста. К слову, обвиняемому не был предоставлен адвокат и на суд не был приглашен представитель турецкого посольства в Ашхабаде.
«Это была самая настоящая провокация, — сказал Явуз в беседе с АНТ. — Я прекрасно знал, что за подобные деяния меня могут депортировать из страны. К тому же у меня есть жена и дети, которых очень люблю, и мне не нужны никакие интриги на стороне».
Депортация и уголовное дело
После отбытия Явузом административного наказания миграционная служба Туркменистана объявила о его депортации.
«Для нас это было шоком, потому как на тот момент я был единственным кормильцем в семье, а моя супруга была на девятом месяце беременности», — сообщил Явуз Олгун.
Тогда семья через своих дальних родственников выходит на некую Дженнет Непесову, которая вызвалась полностью уладить вопрос с приговором и депортацией подданного Турции. Якобы для уплаты официального штрафа через банк ей нужны 10 тысяч долларов, а на вопрос, почему так много, она ответила, что Явуз является иностранцем, а с иностранцев штрафы взимаются в таком объеме и в валюте.
Семья подобными суммами не располагала и смогла найти только шесть тысяч.
Из показаний Дженнет Непесовой:
«Поскольку на тот момент Сельби находилась на 9-м месяце беременности, я добавила собственные 4 тысячи долларов США».
Через других посредников – Хекима Гылыджова и Безиргена Аннамурадова Дженнет попыталась решить вопрос с депортацией, но даже десяти тысяч оказалось недостаточно.
Из материалов уголовного дела следует, что все деньги были возвращены Дженнет, а та вернула их семье Явуза Олгун. Спустя несколько дней Дженнет вновь попросили помочь решить вопрос, но посредники потребовали уже не 10 тысяч, а в два раза больше.
Из показаний Дженнет Непесовой:
«Явуз Олгун сказал мне, что готов дать 20-25 тысяч долларов. […] Когда я пришла домой к Сельби и сказала, что для решения вопроса Безиргену [Аннамурадову] нужно 20 тысяч долларов, Явуз Олгун на это спокойно отреагировал и стал по телефону искать деньги. Только они больше чем 7400 долларов не нашли. Я, видя, что они порядочные люди, предложила им помочь, взяв из денег родственницы Какаджыковой Дурсун 8600 долларов».
План посредников был таков, что, после уплаты «официального» штрафа, Явуза вызовут в миграционную службу, отругают и вернут паспорт. Второго июня его действительно вызвали, но сказали, что его дело отложено на пару дней. Пятого июня его вызвали снова и… объявили о его депортации, попросив принести копию билета в Турцию. В тот же день он вылетел на свою родину, а спустя несколько дней к нему вылетела и его супруга вместе с детьми.
Как следует из материалов уголовного дела, деньги, собранные семьей Явуза, и средства, якобы вложенные самой Дженнет, никто ей не вернул, а посредники отключили свои телефоны. На многочисленные просьбы Дженнет о возврате денег они не отвечали, после чего она обратилась с заявлением в Министерство национальной безопасности Туркменистана.
Нам неизвестно, чем закончилась история с посредниками во всей этой истории, были они осуждены или нет. По всей видимости, Дженнет удалось избежать уголовного наказания, потому что она добровольно сообщила органам о посредничестве во взяточничестве. Спустя полгода, 31 декабря 2008 года, правоохранительные органы принимают решение выделить дело Явуза Олгун и его супруги Сельби в отдельное производство и объявить обоих в международный розыск по части 1 статьи 185 («Дача взятки»).
«Мы изначально намеревались уладить этот вопрос официально. Дженнет нас убеждала, что все будет сделано через банк и что она в конце предоставит нам квитанции об оплате штрафа, — говорит Явуз. – Подобная практика широко применяется в Турции, когда во избежание депортации лицо выплачивает штраф, покидает страну, но затем может возвратиться хоть на следующий день с «чистой» историей».
Что не понятно
Нужно отметить, что вся эта длинная и запутанная история оставляет немало вопросов. В первую очередь, они относятся к туркменской стороне, которая, согласно имеющимся документам, очень желает заполучить Явуза Олгун, подключив к вопросу об экстрадиции даже посольство Туркменистана в России.
В письме в адрес компетентных органов Греции генеральная прокуратура Туркменистана указывает, что Явуз Олгун в ходе расследования уголовного дела «скрылся от следствия в неизвестном направлении». Так ли это на самом деле? По решению миграционной службы он покинул Туркменистан 5 июня 2008 года, уехав известно куда – к себе на родину, о чем имеется выписка миграции. Согласно имеющимся документам, дело в отношении Явуза и Сельби было возбуждено только 31 декабря 2008 года, а ордер на их задержание выдан вообще 8 февраля 2009 года и почему-то… кабинетом министров Туркменистана, хотя это не входит в его полномочия.
Имеются вопросы и к статусу Явуза Олгун в базе Интерпола, а также к греческим властям, выдавшим въездную визу человеку, находящемуся в международном розыске. До этого, в 2013 году, Явуза Олгун задерживала белорусская милиция по этому же вопросу, но спустя 40 дней отпустила. После этого он спокойно выезжал и проживал в Саудовской Аравии, бывал в Катаре, но никаких вопросов к нему со стороны этих государств — членов Интерпола не было.
Вызывает вопросы и сердобольность Дженнет Непесовой, для которой турецкий гражданин и его супруга, по сути, являются малознакомыми людьми. Тем не менее, она из своих денег отдает сначала 4 тысячи долларов, а потом занимает еще $8600 у своей родственницы. В это мало верится, потому что нынешние туркменские реалии таковы, что человек человеку волк. Даже близкие родственники порой отказывают в помощи, причем и в более жизненно важных вопросах.
«Мы уверены, что все это дело тянется от той провокации, устроенной спецслужбами при помощи секретаря нашего офиса Гулялек Атаевой, — сказал Явуз Олгун в беседе с АНТ. – Кому-то было очень нужно, чтобы я, как минимум, был депортирован, а как максимум, посажен за решетку. А кому именно – мне до сих пор неясно».
К слову, в 2009 году фирма «Башязыджыоглы» свернула свою деятельность в Туркменистане.
Какова роль в этой истории МНБ? Или была какая-то угроза национальной безопасности стране, исходившая от иностранного гражданина Я. Олгун? А, может, все дело в том, что кто-то решил неудачно «подоить» иностранца и подослал к нему Гулялек Атаеву? Чем это кончилось, мы уже знаем. Тогда к чему это новая суета с международным розыском человека, которого сами же туркменские власти в лице миграционной службы выслали из страны с соответствующей отметкой?
И последнее. Объясняя необходимость уголовного преследования Я. Олгун по статье 185 часть 1 («Дача взятки»), прокуратура просит выдать турецкого гражданина, ссылаясь на — ни больше, ни меньше! — Протокол Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Речь в Протоколе идет о… предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за торговлю!
Кто пояснит, что общего между дачей взятки должностному лицу за содействие в отмене депортации, если даже таковая и имела место быть, и транснациональной организованной преступностью в лице отдельно взятого гражданина Турецкой Республики? Где тут торговля людьми, а конкретно женщинами и детьми?
Хочется надеяться, что судебные органы Греции сумеют отделить зерна от плевел и убедятся или, наоборот, усомнятся в «неопровержимости» представленных туркменской прокуратурой доказательств вины турецкого гражданина.
Альтернативные новости Туркменистана настаивают на том, что Явузу Олгун в Туркменистане не будет предоставлена должная защита и доступ к правосудию. Возможно, он будет подвергнут пыткам, несмотря на то, что туркменская прокуратура пытается убедить греческие власти в обратном. Как говорится, на воре шапка горит.
Мы будем внимательно следить за тем, чем закончится эта история, и обязательно проинформируем об этом своих читателей.
Кино?
вино и домино
Вы идиоты
Зачем давать взятка , если человеку департируеть ? У нас все бегут в Турцию он из Турций ???
в Туркмении у власти мафия!
Да ето типично в ТМ, за взятку тоже сажать нелья, ведь там везде надо дать взятку, покупка билетов, хякимлик, итд. Комитет обо всем знает, если я знаю, то они темболее. Ето норма жизни там
Сейчас Президент заставляет клеить окна дорогой плёнкой защет жителя финансов. Неужели ему нелзя ехать другой дорогой, часовые пробки.
Ruslan, perevedi na tureckiy yazyk i vyshli statyu na tureckie kanaly i gazety!
Не могу, не владею турецким… Может волонтеры найдутся?
Поищи волонтеров в группе We are from Turkmenistan на Facebook, девочки тебе переведут. А предложение Сердара стоящее.
Ruslan, napishi im na angliyskom i otprav ssylku na statyu! Poprosi ih samih perevesti, u nih est perevodchiki Russkogo yazika! Na vse glavnye kanaly i gazety otprav! Pust pridadut oglasku etomu sluchayu tureckie SMI!
В Минске задержали гражданина Швеции Чары Аннамырадова. Он работал на радио азатлык и немецской волне. Остро критиковал режим Ниязова. Так называемый оппозиционные сайты про это говорили как бы не охотно. Он сейчас ждет экстрадиции в Туркменистан. Почему то вас волнует граждане Турции.вы очень странные. В ваших действиях нет логики
Дорогой аноним. Нет логики в позиции у которой нет справедливости. Не зависимо от расовой принадлежности, национальности, гражданства, гендерной принадлежности, социального статуса и возраста, каждый человек имеет право на справедливое обращение и рассмотрение своей своего дела как в судах так и СМИ. По вашему, если он не гражданин Туркменистана по отношению к которому есть возможно не справедливые претензии от правоохранительных органов и судебной системы, то публикация материала в сми или источниках информации освещающих жизнь в Туркменистане не имеет места быть? Сама идея допустимости такой мысли меня уже пугает, если ты гражданин страны, по национальности не принадлежишь к так называемой титульной нации.
Гражданин sauron у вас логики нет потому , что у вас нет мозгов. Вы не понимаете простую вещь. Вот этот сайт и тому подобные сайты за границей работает с туркменским мышлением. Свои и чужие. Везде пишут про журналиста Аннамурадова кроме наштх туркменских сайтов. Обычно перепечатывают с радио азатлык. Тут и этого нет. Где справедливость. А потому чтт у туркменистанцев спрааедливость ищут там, где их знакомых касается. Аннамурадов тоже не гражданин туркмении. Он очень много сделал для оппозиции. Печатался в сайте гунбатар или гундогар. Они тоже молчали. Потому что комуто было бы радостно если его передали в туркменистан. Как хорошо что передать или нет решаете не вы и даже не сайты оппозиционные. Я говорил о том что надо говорить и про Аннамурадова. Все.