Мертворожденный закон

30.11.2016 Максат Дурдыджан

Режим Бердымухаммедова так подмял под себя экономику, что рядовым местным предпринимателям не позволено проявлять рыночную смекалку или инициативу. А те, кому позволено, предпочитают набивать карманы народными деньгами без лишних сложностей…

sigaraУтверждения о том, что в Туркменистане выросли цены и появился дефицит товаров, в особенности продовольственных, не сенсация. Стоит ли лезть из кожи вон и придумывать цифры, когда Государственный комитет Туркменистана по статистике все же признает и рост цен, и дефицит, хотя и раскрывает весьма скудные данные?

Официальная туркменская статистика регулярно публикует сведения об уровне инфляции по итогам года. Как известно, именно инфляция отображает повышение цен на товары и услуги. Напомним, в 2015 году рост цен в Туркменистане составил 4,4 процента к предыдущему году, в 2014 же году — 6,0 процента к 2013. Что же касается цен на конкретные виды товаров, то и здесь можно воспользоваться официальными данными туркменского Госкомста. С начала 2016 года по хлеб из местной муки «официально» подорожал в среднем на 3,5 процента, российская развесная мука — на 34,3 процента, ташаузский рис — на 9,9 процента, иранские макароны — на 20,9 процента, азербайджанский сахарный песок — на 38,2 процента, гречка — на 49,9 процента, кефир — на 9,5 процента и так далее.

В период построения туркменской модели рыночных отношений невозможно остановить естественные процессы экономики. Цены будут расти, как бы президент Курбанкули Бердымухаммедов ни требовал наполнить прилавки страны всеми необходимыми товарами, тем более по доступным фиксированным ценам. Вопрос лишь в том, какими темпами будет расти инфляция, какие факторы будут влиять на этот процесс. Многое зависит от выбора экономической стратегии развития государства и, в том числе, монетарной и валютной политики. Например, можно уверенно констатировать, что валютный дефицит, как и ежегодное увеличение зарплат, существенно повлияли на рост цен. В будущем и такие административные шаги, как передача рынков (подчеркну, именно рынков, а не магазинов) в руки потребительских обществ, могут также подтолкнуть рост цен. Тем более, как отмечают скептики, рынки с большой долей вероятности достанутся близкому окружению или родственникам Аркадага.

Что касается ассортимента, то из статистических сборника Госкомстата Туркменистана почему то исчезли многие виды продовольственных и промышленных товаров. Так, в самый «расцвет» правления Аркадага, когда ВВП страны равнялся двухзначной цифре, статистический ежегодник 2012 года состоял из 940 страниц и содержал перечень цен на почти 13 тысяч наименований товаров. Сегодня аналогичный сборник состоит из 32 страниц и перечисляет чуть более 500 наименований. Мифическим образом из статистики испарились более 12 тысяч видов товаров. Если раньше указывалось, к примеру, 19 видов колбас, 15 видов сливочного масла и 13 сортов сыра, то теперь сливочного масла осталось 2 вида, а остальных продуктов и вовсе по 1.

С самого начала текущего года жители Туркменистана ощущают реальный дефицит на товары первой необходимости. Нормированная продажа, ажиотаж, огромные очереди стали обычным и повсеместно распространенным явлением. А сигареты, пропади они пропадом, того и гляди станут всеобщим эквивалентом, как в местах не столь отдаленных.

А в это время Меджлис Туркменистана единогласно принял новую редакцию закона «О продовольственной безопасности». Очередной закон, который красиво называется, но никоим образом не способный оказать позитивное влияние на уровнь жизни людей, считают местные наблюдатели. Например, в 2017 году посевные площади под зерновые в стране составят 760 тысяч гектаров, с которых планируют собрать 1,6 миллионов тонн зерна. Однако, специалисты отмечают низкое качество туркменского зерна, поэтому в продаже спросом пользуется в основном мука из России и Казахстана. И, говоря о продовольственной безопасности, следует отметить, что многие продукты питания, доступные в Туркменистане, имеют иностранное происхождение — мясо, масло, сахар, сыр, йогурт, молоко сгушенное, мука, крупы, макаронные изделия, овощи, фрукты… Список можно продолжать и продолжать. О какой продовольственной безопасности идет речь, если туркменская пищевая промышленность сегодня просто не в состоянии обеспечить потребителей качественной продовольственной продукцией?

То же, к слову, касается и легкой промышленности. Так называемая программа импортозамещения пока существует только на бумаге. Туркменистан якобы выращивает и перерабатывает достаточное количество хлопка, но магазины завалены мужскими сорочками (в статсборнике обозначены как «рубашки»), брюками, носками, платьем, обувью (в статсборнике — «туфли») и другими вещами из Китая и Турции.

Туркменская экономика закостенела настолько, что неспособна справиться даже с элементарными задачами. Туркменистан импортирует галоши из Астраханской области России и украинские гвозди, в то время как станки для производста того и другого стоят недорого. Неужели Союз промышленников и предпринимателей Туркменистана, в ведении которого находится целый банк, не в состоянии выделить кредит для предпринимателей на организацию производства на месте? В соседнем Казахстане, например, предприниматели наладили выпуск резиновой обуви, в том числе галош, не только для местного рынка, но и для экспорта в Афганистан.

А все дело в том, что режим Бердымухаммедова так подмял под себя экономику, что рядовым местным предпринимателям не позволено проявлять рыночную смекалку или инициативу. А те, кому позволено, предпочитают набивать карманы народными деньгами без лишних сложностей и продолжают спонсировать иностранных производителей. Тем более, что продовольственной безопасности Туркменистана, уверены они, теперь ничего не угрожает — закон-то принят!

Специально для «Гундогара»

ОБСУДИТЬ (1)

Один комментарий к записи «Мертворожденный закон»

  1. Все претензии были бы с основанием если были бы адресованы грамотному главе государства! Если он не может справиться с элементарной задачей… и ничему не научился с прошлого кризиса то что с него взять?! Интересно, зачем он баллотируется в 3 раз… неужели не понятно ему что его Россия выжимает нахер или пытается поставить на колени как она поставила сейчас Узбекистан?!

Комментарии закрыты.