Обвал турецкой лиры негативно сказывается на туркменских мигрантах

Десятки граждан Туркменистана ежедневно осаждают туркменское консульство в Стамбуле. Несмотря на высокую инфляцию и обесценивание турецкой лиры, поток туркменских трудовых мигрантов сюда не иссякает. Главное, говорят они, удалось выехать с Родины, а кризис не помеха – руки-ноги есть, прорвёмся. Невзирая на подобный оптимизм, экономические проблемы Турции все же сказываются на доходах наших соотечественников: цены на жилье и питание растут, а получаемые ими лиры медленно превращаются в фантики. О жизни трудовых мигрантов – в материале стамбульского корреспондента АНТ Мердана Байгельдыева.

***
Каждый день сюда, в район Ешилкёй, где и располагается консульство Туркменистана, наши соотечественники приходят за различными справками: о семейном положении (незамужестве), об отсутствии судимости и т.д. Все эти документы необходимы для вступления в брак с гражданами Турции либо для оформления вида на жительства и разрешения на работу.

На фоне увеличения числа мигрантов из Центральной Азии в последние месяцы власти Турции ужесточили процедуру продления вида на жительства и оформления разрешения на работу для иностранцев. Например, значительно расширился список необходимых документов. Так, помимо прочего, для продления рабочей визы местные власти снова стали требовать выписку из банка: на счету у заявителя должно быть не менее шести тысяч долларов. Для многих мигрантов это неподъемная сумма, особенно сейчас.

Хорошей зарплатой у «легальных» соотечественников в нынешнее кризисное время считается 500-550 долларов. Зарплату они получают в лирах. Сегодня турецкая валюта, по отношению к американской, находится на историческом минимуме, оцениваясь в 6,5 лир за 1 доллар. Еще в апреле доллар стоил 4 лиры. Туркменские трудовые мигранты, в пересчете на твердую валюту, стали получать меньше, соответственно, они меньше отправляют родным в Туркменистан.

«Сравните: моя зарплата в 2000 лир в марте-апреле стоила 500 долларов, а сейчас — $307. Весной я каждый месяц отправляла своим детям в Туркменабад до $200, а сейчас могу послать такую же сумму раз в 2-3 месяца», — говорит Наргиза. У нее двое детей школьного возраста, которых сейчас нужно готовить к новому учебному году.

Наргиза живет и работает в Турции легально уже 4 года, ухаживает за престарелой парой в районе Султанбейли. Имея на руках диплом медучилища, найти работу по специальности и без взяток у себя в стране Наргиза так и не смогла. Ее нынешние условия работы, по сравнению с другими соотечественниками в Турции, неплохие, — проживание и питание в доме за счет детей престарелой пары. Им она по назначению врача делает уколы и ставит капельницы, готовит еду, делает уборку в доме. Своих детей она не видела уже полтора года.

«Поверьте, лучше так, чем сидеть без работы. А с детьми и родителями ежедневно общаемся по IMO [популярный в Туркменистане сервис для переписки и звонков – прим. АНТ]», — говорит она, добавив, что надеется навестить детей после нового года.

Тяжелее приходится нелегальным туркменским мигрантам, а их в Турции — большинство. В лучшем случае, они получают 1400-1600 лир в месяц ($215-246). Недобросовестные работодатели прекрасно понимают шаткость их положения, поэтому могут не платить им по 2-3 месяца, а когда работники начинают требовать свое, хозяева, угрожая сдать их полиции, вынуждают людей добровольно оставлять работу и отказываться от финансовых претензий. В итоге наши парни и девушки остаются без заслуженного заработка, а работодатели нанимают новых мигрантов, обещая им золотые горы, а в конце выкидывают за забор своего заведения. Жаловаться некуда и некому, сами виноваты.

«Скажу грубо, конечно, но мы здесь на правах рабов, — говорит молодой человек из Дашогузского велаята по имени Дадиш. – Никаких гарантий оплаты, никакой медицинской страховки. Ответ работодателя один: не устраивает – катись к себе домой! Болеешь ты, дети дома голодают, жить не на что – их [нанимателей на работу] это не волнует». Собеседник АНТ за два неполных года уже сменил четыре места работы. Хочется плюнуть и уехать домой, говорит, но осознание того, что в Туркменистане ситуация еще хуже, заставляет стиснуть зубы и искать новые возможности. В Турции их все же больше, чем на родине.

Чтобы сэкономить, туркменские нелегальные мигранты снимают 1-2 комнатные квартиры по 5 и более человек. Средняя цена 2-комнатной — 1200-1500 лир в месяц, и чтобы оплатить аренду, съемщики значительно урезают в питании. Они, как могут, входят в положение своих товарищей, если те не в состоянии вовремя внести свою часть за аренду или скинуться на питание. Нередко подобные ситуации приводят к конфликтам, но большинство «семей» находят выход из положения – всё равно все в одной лодке, говорят они…

На фото – толпа туркменистанцев перед консульством. Как отметил корреспондент АНТ, это только те, кто имеет новый заграничный паспорт и легально проживает на территории республики. Нелегальные мигранты обходят консульство стороной. Если им требуется какая-то справка, то дипломаты говорят, что нужно ехать в Туркменистан, а там, по приезде, соотечественников ждет неминуемый запрет на выезд на пять лет.

Есть, что сказать? Пишите нам в защищенных приложениях Signal и Telegram, добавив номер +31684654547. Скачать приложения можно в Play Market или App Store, приложения работают только через VPN. Редакция АНТ гарантирует конфиденциальность вашей личности.

ОБСУДИТЬ (1)

Один комментарий к записи «Обвал турецкой лиры негативно сказывается на туркменских мигрантах»

  1. легче в жопу давать на чужбине, чем зверей уничтожать на родине!)))

Комментарии закрыты.