Ни для кого не секрет, что многие в Туркменистане не имеют стабильного заработка, а чтобы устроиться куда-нибудь – надо давать взятку. Официальные СМИ не освещают эту проблему будто ее и вовсе нет. Однако правду трудно скрыть. Доведенные до отчаяния граждане пусть анонимно, под чужим именем, но сообщают о том, что и как происходит за ширмой нарисованного туркменского благополучия и счастья.
Об уровне безработицы в городе Байрамали Марыйского велаята, о кумовстве, взяточничестве местных чиновников в эфире радио «Азатлык» 7 июня рассказала жительница этого города по имени Гульсолтан. АНТ предлагает своим читателям ее интервью в переводе с туркменского языка.
«Я не могу назвать вам точную цифру, но мне кажется, что процентов 98 населения Байрамали не имеют работы. Работающих мало. Вот говорят, что в стране открываются фирмы, но пока не дашь кому-то на лапу, ты не устроишься на работу, тебя попросту не примут. А с недавних пор стали говорить про биржу труда, через которую людей якобы будут трудоустраивать. Тысячи людей ринулись туда, чтобы записаться побыстрее и в числе первых получить заветную работу. Но, как показало время, и на бирже труда все решает взятка. Там неважно, каким ты стоишь в очереди – сотым, двухсотым. Там 4-5 тысяч человек зарегистрировано. Так вот, дашь взятку, тогда твоя очередь продвинется вперед, и ты раньше всех получишь направление на работу. Я сама была там в апреле. Видела своими глазами, как молодые парни и девушки толпой стояли перед зданием биржи труда в надежде, что очередь их продвинется, и они наконец-то найдут работу. Но большая часть этих людей слышит одно и тоже: ваша очередь еще не подошла.
В Байрамали имеется маслоэкстракционный завод, где из хлопковых семян вырабатывается масло. Кроме этого, есть еще хлопкоочистительный и молочный заводы и зерноприемная база «Туркменгаллаонумлери». Но устроиться на эти предприятия просто так не получится. Нужны связи, нужно давать деньги. Взять хотя бы наш маслозавод. Там не так давно поменялся директор. Назначили кого-то родом из Туркменгала. Так он, этот новый директор, под предлогом сокращения штатов уволил многих работников предприятия и стал набирать на работу своих родственников и земляков из Туркменгала. Почти все свое село он перетащил на завод. Сейчас на предприятии доминируют уроженцы Туркменгала, а сами байрамалийцы не могут и ступить на территорию предприятия.
Что остается им делать? Идут на базар и толкают там тачку. Кому-то покупки подвезут до места, кому-то товары до прилавка. Сейчас началось лето, так вот на базар со своими тачками ринулись и ученики старших классов. У кого есть личный автомобиль, тот таксует. И в подавляющем большинстве своем это молодые люди. Нет работы и тем, кто имеет диплом о высшем образовании, даже если этот диплом с отличием. Они пытаются сунуться куда-нибудь, но везде надо дать. Где-то 3 тысячи долларов, а где-то 5 тысяч требуют. Даже простой санитаркой без взятки не устроишься на работу. Лично сама знаю женщину, с которой потребовали три тысячи долларов, чтобы стать уборщицей. Я хлопотала за эту женщину, просила взять ее на работу, объяснила, в каком трудном положении оказалась ее семья. Но работодатель без тени смущения на лице сказала: если есть у нее 3 тысячи долларов – пусть приходит.
У нас открылись новые школы, детские сады, но и туда без взятки не устроишься. Спросите, откуда у бедных безработных такие суммы? Находят. В долги залезают, взаймы берут, надеясь, что начнут зарабатывать и вернут долги. Многие в отчаянии сводят счеты с жизнью. Мне самой известно более десятка случаев суицида среди молодых ребят и девчат. Родители каждый день требуют, чтобы они начали работать, приносить в дом хоть какой-то доход. Но работы для молодежи нет. Находясь в таком психологическом напряжении, некоторые не видят иного выхода из ситуации, как наложить на себя руки.
У нас есть государство, есть люди, чиновники, представляющие власть, есть депутаты, но никому нет дела до проблем простых людей. Мы даже не знаем, кто наш ставленник, кого мы избрали. О встречах депутата со своими избирателями даже говорить не стоит. Если поставят в ряд пять человек, уверена, никто не укажет, кто их них наш избранник. Мы не знаем своего депутата».
В Турции в небольших городах по динамику обявляют кто умер чтобы люди кто знал умершего могли придти на похороны итд/ Наверно в Туркменистане стоит открыть книгу позора/ Любой чиновник кто попался на взятке должен быть записан в этой книге( веб сайте) вместе с его фото/ Также как и в Турции обьявлять по динамику что такой-то поался на взятке чтобы весь народ знал/ Может быть то что на всю последующую жизнь имя взяточника будет вывешенно заставить их откзатся от этой деятельности/ Плюс к этому надо чтобы взяточники ежежневно подмитали мусор и убирали улицы/ Чтобы на них была одета спецформа на которой было бы написано — // Я ВЗЯТОНИК// ПРОШУ ПРОСТИТЬ МЕНЯ// Не надо их сажать в тюрьму — особенно мелких взяточников/ Пусть убирают мусор на улицах/ Здесь две пользы — первое будет очень чистый город/ второе — не надо будет бесплатно содержать взяточника в колонии/
Туркмения незнает власти, что безработный нада платить пасобия, лучше они постоят ненежный некаму
конна спортивный комплекс.