Прост, как Дрозд. Глава Центра ОБСЕ в Туркменистане отчиталась о проделанной работе

Посол Наталья Дрозд. Фото: ОБСЕ

18 мая в Вене глава Центра ОБСЕ в Туркменистане Наталья Дрозд представила Постоянному совету ОБСЕ отчет о проделанной работе центра за год. В копии десятистраничного документа, попавшего в распоряжение АНТ (см. ниже), говорится о достижениях проектов центра с июня 2016 года по сегодняшний день.

Посол Дрозд отмечает, что, несмотря на смену с момента представления предыдущего отчета всего руководящего состава центра, отношения с принимающей стороной – Туркменистаном продолжают быть «действенными и эффективными, основанными на взаимном доверии и конструктивном обмене взглядами».

С самого начала и до конца язык отчета сухой, похожий на то, как привыкли отчитываться туркменские чиновники на схожих площадках: «принята новая конституция», «появился свой Омбудсмен»,  «принято 25 новых законов и внесены изменения еще в 60», «за отчетный период Туркменистан подписал и ратифицировал ряд двусторонних и многосторонних международных правовых инструментов, ввел в эксплуатацию новый аэропорт, Гарлыкский ГОК, участок железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан, построил ж/д мосты в Туркменабаде», и все в том же духе.

Наталья Дрозд сообщает: «27 января МИД Туркменистана пригласил глав международных представительств за круглый стол, посвященный улучшению деятельности национальных СМИ.  На встрече также были руководители туркменских средств массовой информации и высокопоставленные работники МИД, что является явным свидетельством готовности Туркменистана расширить взаимодействие с международными организациями в области развития СМИ».

Вот как: посетили мидовские руководители круглый стол, и это воспринято и отмечено как свидетельство готовности страны к взаимодействию с международными организациями!

А в чем же суть деятельности центра? Судя по отчету г-жи Дрозд, это 31 проект, выполнение которых сводилось к проведению различных тренингов и организации зарубежных ознакомительных визитов для туркменских чиновников. Автор приводит такую статистику:

Более 900 человек приняли участие в проектной деятельности центра, из них 800 посетили различные тренинги и семинары внутри страны; около 100 человек съездили за рубеж – Тбилиси, Скопье, Вену (депутаты Меджлиса) и в Латвию (6 представителей СМИ и Меджлиса).

Помимо этого, центр обучал сотрудников различных спецслужб патрулированию границы, безопасности дорожного движения, авиационной безопасности, предотвращению жестокого экстремизма и радикализации, коррупции и отмывания денег.

Читаем отчет дальше и находим еще интереснее. В 2016 году в Центр ОБСЕ в Ашхабаде за правовой помощью обратились 159 человек (на 6 человек меньше, чем в 2015). Под правовой помощью подразумевается предоставление устных юридических консультаций и правовой информации, а также оказание помощи в составлении жалоб. Помочь составить письменную жалобу обратились 90 человек, но лишь просьба 17 из них была удовлетворена юристом центра.

Отметим, что редакция АНТ не раз обращалась в Центр ОБСЕ, в частности, к представителю по правам человека Наташе Рашич, с просьбой об интервью как раз на эту тему. Мы намеревались рассказать читателям о мандате центра в области защиты прав человека, о роли самой г-жи Рашич, встречается ли она с людьми, чьи права были нарушены, а также о деятельности юриста, оказывающего бесплатную правовую помощь. Сначала нам посоветовали обратиться на сайт Центра ОБСЕ в Ашхабаде, но там о деятельности в сфере прав человека ровно два предложения, без особой конкретики:

Центр регулярно организовывает семинары и обучающие курсы для сотрудников судебных, законодательных и правоохранительных органов, практикующих юристов и представителей исследовательских институтов, занимающихся правами человека, с целью их ознакомления с международными стандартами в области прав человека. Кроме того, центр проводит обучающие мероприятия по правам заключенных для сотрудников пенитенциарных учреждений, а также лекции по правам человека для студентов университетов и институтов.

В ответ на наши доводы г-жа Рашич в итоге переадресовала просьбу АНТ в головной офис, к специалисту по работе с прессой Сауле Мухаметрахимовой, от которой пришел ответ, что ОБСЕ «не может предоставить каких-либо деталей относительно количества обращающихся в [ашхабадский] центр за [правовой] помощью».

Оказалось, что никакого секрета в этом не было и нет. За весь год было всего лишь 159 обращений. Кстати, Наталья Дрозд в своем отчете отмечает, что в 2017 году это число может еще уменьшиться в связи с созданием в стране Института омбудсмена, мандат которого как раз и подразумевает принятие и рассмотрение жалоб от граждан…

По сути, отказав АНТ в интервью, Центр ОБСЕ в Ашхабаде при этом придает большое значение средствам массовой информации и «сильному присутствию [центра ОБСЕ] в [местных] СМИ».

Так из отчета посла следует, что за год глава центра 15 раз выступил по национальному телевидению, сделав заявления в рамках проведенных мероприятий, государственных праздников и значимых событий, организованных самим Туркменистаном.

«Национальные газеты опубликовали несколько заявлений, сделанных главой центра по поводу важных национальных и международных мероприятий, проведенных в Туркменистане», — отметила Наталья Дрозд.

Нет надобности говорить, что все эти заявления носили формальный характер, так сказать, «для галочки».

В ответ на выступление Н. Дрозд временно поверенный Миссии США в ОБСЕ Кейт Бёрнс призвала ашхабадский центр поддерживать развитие гражданского общества и независимых СМИ в Туркменистане.

«Эта работа остается важной, поскольку у Соединенных Штатов по-прежнему вызывает глубокую озабоченность реализация прав человека и основных свобод в Туркменистане», — заявила американский дипломат.

США отмечают, что БДИПЧ на прошлой неделе распространило свой отчет о президентских выборах 12 февраля. Мы отмечаем оценку БДИПЧ, что избирателям не был предоставлен подлинный выбор, так как между платформами кандидатов было мало различий, кампания строго контролировалась властями, и наблюдались серьезные нарушения, включая голосование за других лиц и множественное голосование, подделку подписей и манипулирование подсчетом голосов. Мы настоятельно призываем правительство Туркменистана в полной мере использовать помощь и опыт ОБСЕ для решения этих вопросов.

США также поддерживают усилия Центра ОБСЕ, связанные с реформой пенитенциарной системы, уделяя особое внимание правам заключенных. Мы продолжаем призывать власти Туркменистана предоставить информацию о заключенных и доступ к ним, а также обеспечивать их семьи информацией о местонахождении и благополучии своих родственников, особенно тех заключенных, которые находятся в тюрьме на протяжении многих лет без связи со своими родными или с внешним миром.

Со схожим заявлением от имени ЕС выступила и председательствующая в Европейском союзе Мальта.

Мы по-прежнему обеспокоены поступающими сообщениями об использовании пыток в местах лишения свободы. Мы признаем, что [Туркменистан] представил некоторую информацию о положении заключенных. В нашем двустороннем диалоге мы по-прежнему запрашиваем информацию о статусе и месте нахождения заключенных, исчезнувших в заключении, поднимаем вопросы относительно конкретных индивидуальных случаях. Мы также придаем большое значение свободе передвижения и призываем Туркменистан разрешить гражданам свободно передвигаться по стране и выезжать за ее пределы. 

Европейский Союз по-прежнему обеспокоен серьезными недостатками в области прав человека и основных свобод в Туркменистане. Мы приветствуем принятие Закона о Омбудсмена в качестве позитивного развития, а также избрание женщины в качестве первого в стране омбудсмена. Признавая эти усилия в принятии Национального плана действий в области прав человека, мы подчеркиваем, что в Туркменистане по-прежнему существует значительный разрыв между законодательной базой и ее практической реализации.

Бюджет Центра ОБСЕ в Ашхабаде на 2016 год, согласно решению пленарного заседания, составил 1 миллион 602 тысячи 200 евро (по данным сайта центра ОБСЕ, бюджет чуть меньше – 1,511,700 евро).

Эти цифры мы оставляем без комментариев и предлагаем читателям самим поразмышлять над тем, на что могли тратиться столь немалые деньги. Если, например, на поездки туркменских чиновников за границу на всевозможные тренинги, то как этот их опыт в итоге пригодился им и использовался внутри страны? К каким конкретно положительным изменениям привели все многочисленные семинары, круглые столы и тренинги, проведенные центром ОБСЕ в Туркменистане?

Посол Наталья Дрозд – карьерный дипломат из Беларуси, занимает должность главы Центра ОБСЕ в Ашхабаде с июля 2016 года.

Отчет посла на английском языке доступен здесь: Drozd Statement OSCE

Руслан МЯТИЕВ

Редактор АНТ

ОБСУДИТЬ (4)

4 комментария к записи «Прост, как Дрозд. Глава Центра ОБСЕ в Туркменистане отчиталась о проделанной работе»

  1. ЧТД. Назначить главой центра такую же идиотину из Европейского Совка (Беларусии). Фото кстати 1в1 аватары женщин в одноклассниках.
    Какой стыд. Вообще эту контору пора закрыть, а деньги передать нормальным правозащитникам их HRW.

  2. OSCE is the most useless organization in the world. Just waste of money and time.

  3. Эта организация полностью себя дискредитировала во всем мире!

  4. Да Дрозд сама советская бюроктатка, чего более ожидать?!

Комментарии закрыты.