24 ноября активисту за права человека Мансуру Мингелову (на фото) из Туркменистана исполнилось 44 года. Уже восьмой свой день рождения он проводит в заключении. 2018-й год был особенно тяжелый для Мансура: в начале июня он находился на грани жизни и смерти из-за отсутствия должного медицинского обслуживания в колонии LB-K/11 города Сейди Лебапского велаята. После того, как АНТ сообщили о судьбе активиста, его этапировали в тюремную больницу MR-B/15. Там Мингелову диагностировали туберкулез, однако спустя месяц после неполноценного лечения перевели обратно в колонию строгого режима.
Исправительные учреждения Туркменистана переполнены. Фактическое количество заключенных в них порой в несколько раз превышает проектную вместимость, и это несмотря на то, что колонии постоянно расширяются. Туберкулез является основной причиной смерти заключенных, особенно в молодом и среднем возрасте, и делит первенство с онкозаболеваниями. Корень зла – в скученности, недостатке питания и отсутствии необходимой медицинской помощи. Питание и медпомощь зависимы от уровня коррупции в местах лишения свободы: чем он выше, тем скуднее питание и тем меньше лекарственных препаратов доходит до больных. Изменить ситуацию на прямо противоположную можно только за деньги, которых у заключенных попросту нет. И все это происходит при попустительстве и равнодушии руководителей исправительных учреждений, при том что, по информации источников, всего: и продуктов питания, и лекарственных средств, — выделяется государством в полном объеме.
В День рождения активиста желаем ему здоровья, стойкости духа и скорейшего освобождения. Мы уверены, что справедливость в отношении Мансура Мингелова и других активистов, осужденных по ложным обвинениям, восторжествует!
***
Мансур Мингелов – этнический белудж из Марыйского велаята, известен тем, что отстаивал права своих соплеменников в Туркменистане. Впервые его арестовали 6 июня 2012 года в связи с уголовным делом с участием его брата Рустама, точнее, на следующий день после ареста последнего. В течение 15 суток М. Мингелов в принудительном порядке находился в региональном центре реабилитации от наркозависимости, однако пребывание его там было связано не с лечением от наркозависимости — Мансур наркотики никогда и не употреблял, — а для того, чтобы зажили следы от нанесенных ему 6 июня побоев. За эти 15 дней, проведенных в диспансере, ему дважды пытались подкинуть наркотики, и была попытка обманом получить его подпись на чистом листе бумаги.
22 июня 2012 года, не найдя в его действиях состава какого бы то ни было преступления, М. Мингелова отпустили. Находясь на свободе, он обратился в генеральную прокуратуру и к президенту Туркменистана с жалобой на избиение и применение к нему пыток сотрудниками Государственной службы охраны безопасности здорового общества (бывшая Служба по борьбе с наркотиками). Кроме того, между 25 июня и 2 августа того же года, то есть до своего очередного ареста, Мансур провел сбор и затем задокументировал 11 случаев пыток и жестокого обращения в отношении других белуджей в Марыйском велаяте. Записав собранную информацию на компакт-диски, он отправил их в посольство США в Ашхабаде, в представительство ОБСЕ, а также в Генеральную прокуратуру.
В сообщениях разных людей о пытках содержались утверждения о том, что сотрудники правоохранительных органов дробили задержанным кости с помощью стамесок, оттягивали плоскогубцами мошонку, применяли электрошокер, а также избивали задержанных ножками от стульев и пластиковыми бутылками.
Именно разоблачение преступлений туркменских наркополицейских и послужило причиной повторного ареста М. Мингелова. За пять дней было сфабриковано уголовное дело, в котором имелось множество неразрешенных противоречий и нестыковок, однако суд признал Мингелова виновным в контрабанде наркотиков, изготовлении порнографии и вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий и назначил ему наказание в 22 года лишения свободы.
О судьбе Мансура Мингелова широкой общественности стало известно в апреле 2014 года, когда правозащитная организация «Международная Амнистия» выступила в защиту туркменского заключенного, призвав мировое сообщество оказать давление на власти Туркменистана, чтобы предотвратить его незаконное возвращение в тюрьму «Овадан-Депе», где ранее его регулярно избивали.
В знак протеста несправедливости наказания, уже находясь в колонии, Мингелов объявил бессрочную сухую голодовку, чем привлек внимание международных правозащитных организаций. Его имя было включено в пресс-релизы и отчеты «Международной амнистии», Государственного департамента США и других.