В Европарламенте обсудили права человека в Туркменистане

europarl1В свете приближающегося голосования по заключению соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с Туркменистаном 3 мая в Брюсселе прошла встреча активистов кампании «Покажите их живыми!», гражданского общества и правозащитников с депутатами Европейского Парламента.

На встрече в качестве спикеров выступили Лотте Ляйхт – глава бельгийского отделения Human Rights Watch; Юрий Джибладзе – президент Центра развития демократии и прав человека; Ольга Захарова – директор аналитического центра «Freedom Files»;  Тинатин Церцвадзе – специалист по адвокации в Международном партнерстве по правам человека (IPHR).

Редакция АНТ предлагает вашему вниманию основные тезисы прошедшей встречи.

Ольга Захарова:

Туркменистан, который Европейский Союз намеревается сделать своим легитимным партнером, насчитывает наибольшее количество заключенных, исчезнувших в тюрьмах. Это при том, что в этой стране не было ни войн, ни террористических атак. 

Если в Европе в заключении соглашения о партнерстве и сотрудничестве видят отправную точку для начала диалога в области соблюдения Туркменистаном прав человека, то в психологии диктаторов подобное соглашение делает их легитимными и признанными на международной арене. Заключение соглашения пошлет сигнал и народу Туркменистану о том, что люди и их права не так и важны, а важен газ и отношения с диктатором. 

europarl

Во время заседания

Мы считаем, что за последние годы, что рассматривался вопрос о ратификации соглашения, со стороны Евросоюза не было последовательного давления на власти для достижения прогресса по основным измеряемым критериям в области прав человека: прекращения практики насильственных исчезновений и произвольных задержаний, подавления доступа к информации и наложения запрета на выезд людей за рубеж. 

По данным критериям в Туркменистане не было достигнуто никакого прогресса, наоборот, ситуация только ухудшается, а заключение соглашения сейчас сделает ее еще хуже для населения страны. Была бы политическая воля со стороны ЕС, а способов донести позицию Евросоюза относительно прав человека предостаточно, в том числе регулярные поездки еврочиновников с визитами в Туркменистан. 

О. Захарова сообщила, что правозащитники смогли задокументировать 87 случаев насильственного исчезновения, но по иным подсчетам таковых гораздо больше, около двухсот. За все время лишь тело одного заключенного было передано родственникам. Его вес не превышал 50 килограммов, хотя до ареста человек весил 120. Двое были освобождены, а об остальных исчезнувших до сих пор нет никакой информации. 

Помимо этого, около 17 тысяч человек продолжают оставаться в «черных» списках невыездных. Хотя власти отрицают наличие списка, имеются зафиксированные случаи безосновательного запрета на выезд за рубеж. В основном эти люди стали жертвами коллективного наказания при прежней и нынешней власти. Они приходятся родственниками исчезнувших в тюрьмах либо просто считаются неблагонадежными. 

За последнее время четверо нештатных сотрудников Радио Свободы были вынуждены отказаться от сотрудничества с радио по причине оказанного властями давления. Как минимум, один человек был арестован за осуществление своего права на свободу самовыражения – Сапармамед Непескулиев. Как сказала О. Захарова, Непескулиев будет включен в списки исчезнувших лиц, поскольку на протяжении полугода никто о нем ничего не слышал.

Юрий Джибладзе:

Заключение соглашения о партнерстве и сотрудничестве крайне важно для Туркменистана в свете ухудшающейся экономической ситуации в стране и исходящих из соседнего Афганистана угроз. В последние два года Туркменистан существенно расширил взаимодействие со странами Запада и международными организациями, впервые за много лет представитель страны принял участие в заседании ОБСЕ по реализации мер по человеческому измерению, а власти подтверждают свою приверженность выполнению рекомендаций, сделанных международным сообществом в рамках Универсального периодического обзора ООН. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
2016-02-16
Свидетельства сокамерника журналиста Сапармамеда Непескулиева
«Голодовкой Сапармамед Непескулиев хотел достучаться до российского посольства, чтобы обратили внимание, или в ООН
Помимо этого, власти приняли Национальный план действий в области прав человека и планируют создать институт омбудсмена. Тем не менее, в реальности же никакого прогресса в вопросах соблюдения прав человека не наблюдается. То, что ЕС считает позитивным развитием и скромным прогрессом, на самом деле являются либо пустыми заявлениями, не подкрепленными конкретными действиями, либо отражаются в еще более репрессивных законах. Например, те позитивные поправки, что были внесены в Уголовный кодекс, на практике не были применены. Так, не было пересмотра уголовных дел или снижения сроков заключения, не происходило систематических улучшений тюремных условий. Законы о политических партиях, о СМИ, об интернете, об ассоциациях, принятые с 2012 года и нацеленные, как было заявлено, на приведение положения в соответствие с международными стандартами, на самом деле подразумевают новые ограничения либо укрепляют уже действовавшие в области фундаментальных прав человека. 

Национальный план действий по соблюдению прав человека держится в секрете от населения, люди не участвовали в его обсуждении или разработке. Он даже не был опубликован в прессе, а лишь передан международному сообществу. Это еще раз демонстрирует имитацию властей работы в сфере улучшения ситуации с правами человека. Главная цель властей – убедить международное сообщество, что в стране имеется прогресс, но на самом деле его нет. 

Сейчас Европарламент имеет уникальную возможность сыграть важную роль в формировании политики Евросоюза в отношении Туркменистана, политике, которая останется верной основным ценностям ЕС в сфере прав человека. Мы призываем Европарламент вновь отложить рассмотрение заключения соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Туркменистаном, пока власти страны не достигнут видимого и ощутимого прогресса в упомянутых выше вопросах. Все эти проблемы абсолютно выполнимы и их можно решить в течение года, а при желании и в течение нескольких недель: 

— прекратить практику насильственных исчезновений, предоставить родственникам заключенных информацию об их судьбе, а адвокатам и представителям международных гуманитарных организаций доступ к осужденным, указанным в списке правозащитников; 

— немедленно освободить задержанных и осужденных за мирную реализацию своего права на свободу самовыражения, в частности, Гулгельды Аннаниязова и Сапармамеда Непескулиева; 

— прекратить практику наложения запрета на выезд из страны, дать возможность всем ездить за рубеж без ограничений и прописать в новой конституции гарантии свободного передвижения и беспрепятственного возвращения в страну; 

— пригласить специальных докладчиков ООН, которые ждут разрешения властей на протяжении уже многих лет, в первую очередь, спецдокладчика по пыткам, так как это самая острая проблема в стране; 

— снять ограничения для НПО на проведение независимого мониторинга ситуации с правами человека, в частности, разрешить регистрацию местных общественных правозащитных организаций и осуществлять деятельность без риска быть наказанным за это; позволить международным НПО въезжать в страну и свободно работать; прекратить очернять активистов, организовывать клевету в их адрес, запугивать их и задерживать; 

— прекратить практику сноса спутниковых антенн и позволить населению иметь независимый доступ к информации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
2014-11-10
Голодовка заключенного Мансура Мингелова: Хроника событий
Голодовка была прекращена 8 июня после визита к Мансуру Мингелову, находившемуся к тому времени на грани смерти, начальника Департамента исполнения наказаний Чары Гельдыева
В конце Ю. Джиблазде отметил, что проект новой конституции Туркменистана должен пройти юридическую оценку Венецианской комиссией Совета Европы. Отложение ратификации соглашения не должно рассматриваться как изоляция Туркменистана и прекращение диалога с властями этой страны. Наоборот, указанные конкретные проблемы представляют возможность для вовлечения в диалог через все имеющиеся каналы. Сейчас все в руках этого парламента. Заявления Туркменистана не должны оставаться на бумаге, а указанные проблемы и предложенные рекомендации должны послужить шансом для властей в достижении видимого прогресса в области соблюдения прав человека.

По завершению всех выступлений Лотте Ляйхт из Human Rights Watch вновь призвала присутствовавших на встрече депутатов Европарламента донести до своих коллег тезисы этой встречи и то, почему так важно послать народу страны сигнал о том, что мы хотим видеть соблюдение их прав. 

Во время вопросов и ответов слово взял редактор проекта «Альтернативные новости Туркменистана» Руслан Мятиев. Он отметил, что все озвученные сегодня проблемы имеют место быть, но, кроме этого, имеется еще целый ряд вопросов, вызывающих озабоченность.

— Как верно отметил Юрий Джибладзе, попытки Туркменистана продемонстрировать бурную деятельность в сфере улучшения ситуации с правами человека являются лишь имитацией. Здесь уже говорилось о принятии Национального плана действий в области прав человека, однако этот документ нацелен на зарубежную аудиторию. Для внутреннего же пользования власти предлагают «Порядок регистрации физических лиц, прибывших в Ашхабад для осуществления трудовой деятельности», который утвержден главой государства и который напрямую дискриминирует жителей регионов Туркменистана по вопросам трудоустройства в столице. В пункте 4 документа, в частности, сказано, что «при оформлении разрешения на работу жителям Ашхабада предоставляется преимущественное право на занятие вакантных мест». Пункт 20 Порядка обязывает работодателя при осуществлении приема на вакантные места искать кандидатов среди жителей Ашхабада. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
2016-01-06
Хлопок-2015: Последний бой и итоги битвы за урожай
"Ближе в 5-ти выяснилось, что все вместе собрали около 180 килограммов хлопка
— Сегодня было озвучено имя Сапармамеда Непескулиева, гражданского журналиста, моего коллеги. Он и другие активисты, как, например Мансур Мингелов, выступавший в защиту прав белуджского меньшинства и осужденный в результате своей деятельности на 22 года лишения свободы по ложным обвинениям, продолжают отбывать незаслуженное наказание. Я полностью поддерживаю инициативу Ольги Захаровой по включению С. Непескулиева в списки исчезнувших в туркменских тюрьмах, так как вот уже на протяжении нескольких месяцев у меня нет связи с его родными и близкими.

К сожалению, указанные спикерами проблемы в области прав человека не являются единственными. В Туркменистане ежегодно десятки тысяч госслужащих, включая учителей и врачей, принудительно привлекаются к уборке хлопка. Существует целая система наказаний за отказ выезжать на хлопок или за невыполнение установленной квоты. К слову, сегодня я выступаю также и от лица Хлопковой кампании – коалиции ряда общественных, правозащитных и профсоюзных организаций по всему миру, и мы также убеждены, что, пока Туркменистан не исправит ситуацию с соблюдением прав человека, пока не освободит активистов С. Непескулиева и М. Мингелова, Европарламент не должен ратифицировать соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

ОБСУДИТЬ (0)