Сегодня, 7 июля, ровно год назад был арестован гражданский журналист и активист Сапармамед Непескулиев. Он был задержан вскоре после того, как в курортной зоне Аваза закончил собирать факты по просьбе редакции Радио Свобода и проекта АНТ. С. Непескулиеву за мирное осуществление своего права на выражение мнения, гарантированного Конституцией Туркменистана, подбросили 44 таблетки запрещенного в стране препарата и обвинили в распространении наркотиков.
В 2015 году на основе жалобы АНТ относительно дела гражданского журналиста Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям в декабре признала его арест и заключение произвольным. Рабочая группа призвала власти Туркменистана освободить активиста и предоставить ему право на компенсацию.
Однако последние никак не отреагировали на это решение ООН. Более того, всюду, где только можно, представители туркменской власти убеждали мировую общественность в том, что Непескулиев — никакой не журналист, а никчемная личность с темным прошлым. Сегодня мы еще раз хотим напомнить читателям АНТ, а заодно и власть предержащим в Туркменистане, что Сапармамед не делал ничего противозаконного, а лишь показывал посредством фоторепортажей и видеоматериалов то, что касалось непосредственно жизни в стране и ее повседневности.
Не надо было выносить сор из избы, — иногда проскальзывало в комментариях туркменистанцев в группе АНТ в соцсетях. Но, к счастью, есть люди, которым их гражданская позиция, неравнодушие к происходящему не позволяют молчать, и они не молчат, поднимая проблемы и привлекая внимание ответственных лиц к их решению. И если запрещено критиковать внутри страны, а дело при этом не сдвигается с мертвой точки, остается одно – искать выход за пределами этой страны, что и делал Сапармамед Непескулиев.
О чем он писал? Его репортажи были сфокусированы на проблемах города и горожан. Он сообщал о сложностях доступа граждан к различным государственным службам; о проблемах в области охраны здоровья; о плохом водоснабжении в городах и низком качестве дорог; о состоянии городских кладбищ и школьных мест общего пользования; о социальном расслоении общества, когда богатые еще больше богатеют, а бедные опускаются ниже порога бедности.
С.Непескулиев не был голословным, все свои выводы он подкреплял фотодокументами и видео с мест. Видеоролики Сапармамеда были весьма популярны у интернет-аудитории внутри страны и вызывали поддержку и даже восхищение его смелостью и гражданской позицией, на что в Туркменистане способны, увы, далеко не многие.
Знал ли Сапармамед о том, что рискует? Конечно, знал. Ему уже приходилось сталкиваться с «правосудием» по-туркменски и ранее он находился в поле зрения правоохранительных органов. Так, примерно за два года до своего ареста, во время визита в Балканский велаят президента страны Гурбангулы Бердымухамедова, С. Непескулиев вышел на улицу с плакатом, чем хотел привлечь внимание главы государства к факту своего незаконного увольнения с частной фирмы, в которой он работал помощником повара. К такому шагу его вынудила безрезультатность попыток опротестовать свое незаконное увольнение, многочисленных обращений во все возможные инстанции на протяжении нескольких лет. Итогом этой одиночной акции протеста стало насильственное помещение С. Непескулиева в психиатрическую лечебницу, где ему принудительно вводили сильнодействующие психотропные препараты.
Конечно же, Сапармамед знал, что, попадись он снова, снисхождения ждать не придется, и все равно его не останавливало чувство страха. На сей раз результатом его мирного осуществления права на свободу выражения мнения стало лишение свободы на 3 года.
Сегодня, в годовщину осуждения гражданского журналиста, мировое правозащитное сообщество в лице тринадцати представителей СМИ и международных организаций вновь обратились к властям Туркменистана, на этой раз напрямую к его президенту Г. Бердымухамедову, с просьбой освободить С. Непескулиева из заключения. Ответных действий пока не последовало, но авторы обращения надеются, что здравый смысл и добрая воля восторжествуют, и Сапармамед вскоре обретет свободу.
звери боятся только огонь и выстрелы из оружия, а бумажки и словесные сотрясения воздуха для них — писк комара !)))
вы его освободите, и к нам в киргизию отправьте, у него на голове волосы дыбом встанут