Конец года – это время подводить итоги и это также подходящая возможность вспомнить события, о которых не сообщали официальные масс-медиа внутри страны, но которые мы считаем значимыми, уже вызвавшими резонанс на международном пространстве. Весь прошедший год мы регулярно делились со своими читателями альтернативными новостями, выводы о которых каждый делал самостоятельно, исходя из собственного жизненного опыта и гражданской позиции. Давайте вспомним с позиции прошедших дней, недель и месяцев эти события еще раз.
Сносы жилых районов
В марте стали поступать сообщения о начале сноса дачного поселка Чоганлы, близ Ашхабада. Столичные власти при поддержке полиции принуждали людей самим разбирать свои дома, в противном случае за дело принимался экскаватор. Многие семьи до последнего отказывались сносить свои законные жилища, в прямом смысле вставая под ковш экскаватора. Отмечались и случаи протеста представительниц слабого пола. В результате одного такого выражения несогласия с действиями властей погибла женщина. Точных данных о причинах ее смерти нет. По данным туркменской службы радио Свобода, ей стало плохо, но источники АНТ сообщали, что ее смерть была результатом физических действий полицейских, не сумевших мирным путем уговорить протестующих прекратить свою акцию. Толпу разогнали, а наиболее активных граждан доставили в полицейский участок, где применили к ним меры психологического воздействия путем угроз им и членам их семей.
Чоганлы: Обедневшие туркмены
Бомжи, ставшие таковыми по прихоти властей, перед сносом дома, напоследок пишут на порушенных стенах своеобразные послания чиновникам
19 марта власти принудили самоликвидироваться действовавшее в Чоганлы Общество садоводов, после чего состоялась передача находящихся на его балансе дачных участков в собственность государства. Между садоводами и Обществом действовали договоры об аренде дачных участков, а раз общества «не стало», то взаимные соглашения оказались недействительными. Никакой компенсации жителям поселка выплачено не было, как не было предложено альтернативного жилья или земельных участков.
Исходя из официального письма вице-премьера Ш. Дурдылиева, адресованного мэру Ашхабада, поселок превратился в самострой без необходимых для проживания условий. В нем, по утверждению правительственного чиновника, обретаются приезжие из других регионов, а их детям якобы приходится далеко ходить в школу. В итоге вице-премьер поручил обеспечить снос поселка до 1 июня, что, в конце концов, и было сделано. По данным «Международной амнистии», детально изучившей спутниковые снимки снесенного поселка, принудительному выселению подверглись около 50 000 человек.
В первой половине мая власти приступили к сносу дачного поселка Шор, севернее Ашхабада. В июле стало известно и о сносе столичного района Гажа. В обоих случаях представители исполнительной власти использовали все ту же схему: самостоятельный разбор домов либо принудительный снос. По данным радио Свобода, в поселке Шор проживало порядка 4 тысяч семей, а в районе Гажа сносу подверглось несколько сотен домов. Законным домовладельцам частично предоставили квартиры в других районах Ашхабада, но большей части пообещали предоставить жилье по мере готовности домов в районах новостроек жилых массивов Кеши и Парахат, до тех пор люди вынуждены жить в стесненных условиях у родственников или снимать жилье.
Запрет на ввоз некоторых марок автомобилей
В конце марта нам стали поступать сообщения о скопившихся на казахско-туркменской границе автомашинах. Десятки граждан Туркменистана оказались в ловушке на нейтральной территории, узнав, что таможенная служба с туркменской стороны отказывается пропускать к себе автомобили российского производства без подушек безопасности. Предварительных сообщений об этом нововведении или соответствующего указа в печати опубликовано не было.
Ни туда, ни сюда: Застрявшие на границе люди намерены стоять до конца
Количество людей на границе достигло порядка шестидесяти человек, а количество автомобилей – 130
По последним данным, все авто в итоге разграбили: сняли колеса, зеркала, аккумуляторы и другие части. Сейчас от них остались лишь корпуса.
Укрепление границы с Афганистаном
На протяжении всего года поступали сообщения о столкновениях правительственных войск Афганистана и отрядов самообороны, состоящих из этнических туркмен, с радикальной группировкой «Талибан». Бои проходили в провинциях Фарьяб, Джаузджан, Бадгис, расположенных в непосредственной близости от границы с Туркменистаном, а также в местах компактного проживания этнических туркмен в провинции Кундуз, граничащей с Таджикистаном. В январе стало известно о появлении в некоторых населенных пунктах уезда Алмар провинции Фарьяб боевиков группировки «Исламское государство».
Туркменистан стягивает все новые силы на границу с Афганистаном (фото, видео)
Обеспокоенность руководства Туркменистана подтверждает и снимок, присланный на днях нашим читателем из Ашхабада
Одновременно с этим в районе г. Атамурата военные среди ночи забирали из своих домов мужчин и увозили их «на учения». По нашим данным, глав семейств отправляли для сооружения блок-постов из мешков с песком, рытья окопов и позиций для ведения стрельб. К середине июля все блок-посты в Атамурате были разобраны.
В октябре и ноябре мы сообщали о переброске дополнительной военной техники к афганской границе. Источник АНТ в Государственной пограничной службе Туркменистана сообщил о концентрации до 70 процентов боеспособной техники и вооружения сухопутных войск вдоль границы.
Арест Сапармамеда Непескулиева
В начале июля в Туркменбаши по обвинениям в незаконном обороте трамадола — запрещенного лекарственного средства, был арестован 37-летний гражданский журналист и активист Сапармамед Непескулиев – автор многих статей, фото- и видеорепортажей АНТ и радио Свобода. Сапармамед писал о жизни и проблемах своего родного города Балканабада, а также и Туркменбаши: нехватке там питьевой воды летом, об отсутствии нормальных дорог, плачевном состоянии городских школ, больниц и парков.
В защиту С. Непескулиева выступил ряд международных организаций, в их числе ОБСЕ, Human Rights Watch, Международная амнистия, Репортеры без границ, Комитет по защите журналистов, Норвежский Хельсинский Комитет и другие, назвав дело против гражданского активиста сфабрикованным. Озабоченность по этому делу высказал Государственный департамент США. Несмотря на резкое осуждение действия туркменских властей, городской суд Туркменбаши 31 августа приговорил гражданского журналиста к трем годам лишения свободы.
На всем этапе задержания, следствия и суда власти так и не позволили его родственникам увидеться с ним, а на различных подконтрольных спецслужбам сайтах Сапармамеда пытались всячески очернить. Более того, спецслужбы пошли на провокацию, устроив телефонный разговор нашей редакции с некой подставной дамой, назвавшейся сестрой Сапармамеда. Женщина называла его наркоманом и обвиняла в систематическом избиении ее и их матери. Все эти переговоры нами записывались, а потом были выложены в сеть и опровергнуты многочисленными доказательствами.
С учетом несчетных процессуальных нарушений в деле С. Непескулиева, а также огромного давления, оказанного на его родственников с целью заставить последних замолчать, редакция АНТ подала официальную жалобу в Рабочую группу ООН по произвольным задержаниям. Жалоба была рассмотрена в начале декабря, и по ней уже есть мнение Рабочей группы. В самом начале следующего года мы подробно расскажем о развитии событий в деле гражданского журналиста. В декабре дело С. Непескулиева попало в специальный доклад Комитета по защите журналистов по числу репортеров, отбывающих наказание за свою профессиональную деятельность. С арестом нашего коллеги Туркменистан вновь оказался в «тюремном» списке Комитета.
Финансовый кризис и валютный ажиотаж
1 января стало известно о снижении курса национальной валюты – маната. Если в 2014 году в банках 1 американский доллар можно было свободно купить за 2.85 маната, то в начале 2015 года он уже стоил 3.5 маната. Снижение валютных доходов было связано с падением цен на энергоресурсы – основного источника пополнения казны. В конце января на заседании правительства президент потребовал уменьшить расходование государственных средств из-за экономического кризиса. По стране прокатилась волна массовых сокращений штатов госпредприятий, в ряде случаев отмечались задержки с выплатой заработной платы.
В конце января в связи с трехмесячной невыплатой зарплаты на акцию протеста вышли строители горно-обогатительного комплекса по производству калийных удобрений в Гарлыке (Лебапский велаят). Протестующие встали перед зданием администрации фирмы-подрядчика – белорусского открытого акционерного общества «Белгорхимпром», с требованием погасить задолженность по зарплате, а в ответ администрация вызвала полицию. Прибывшие работники внутренних дел пытались уговорить людей вернуться к работе, однако протестующие отказались. После этого полиция вызвала ОМОН, который дубинками разогнал людей. Несколько десятков человек были задержаны как зачинщики протеста, об их судьбе ничего неизвестно. Итогом протеста стало увольнение порядка пятисот человек – трети от общего числа работников.
В начале апреля Г. Бердымухамедов вновь потребовал от правительства сократить неоправданные расходы госбюджета. Президент указал на чрезмерно раздутое управленческое звено и штатное расписание, а также лишние структурные единицы в ряде отраслей. В этом же месяце работникам Лебапского бурового управления госконцерна «Туркменгаз», а это более 400 человек, сообщили о грядущем закрытии управления и увольнении всех сотрудников. Такой расклад вынудил людей обратиться с заявлениями в вышестоящие организации, однако члены приехавшей из Ашхабада комиссии лишь развели руками, сказав, что решение о закрытии было принято «на самом верху».
В сентябре, по сообщению «Хроники Туркменистана», в институте нефти и газа, а также в институте геологии, было объявлено о сокращении персонала. В общей сложности, по данным издания, увольнению подверглись до 85 процентов сотрудников обоих институтов.
В октябре и ноябре стало известно о финансовых ограничениях для предпринимателей. В частности, им отменили свободную конвертацию валют и ввели лимит на обналичивание средств до 10 тысяч долларов в месяц.
Иностранные компании будут рассчитываться с работниками манатами
Неплатежеспособность Туркменистана проявляется и в долгах перед иностранными компаниями
Тогда же наш источник сообщил о крупном долге концерна «Туркменгаз» малазийской компании «Петронас Чаригали» за поставленный газ. В конце октября власти озвучили идею выпускать гособлигации для альтернативного пути пополнения бюджета.
Наконец, в декабре резко осложнилась и без того непростая ситуация с обменом валюты. В Ашхабаде из-за многочисленных очередей желающих купить доллары банки стали продавать их по талонам, а в Лебапском велаяте – по предъявлению справки с работы и банковской карты. До этого Центробанк вводил ограничения на объем свободной покупки долларов до восьми тысяч в год на человека. Одновременно с этим власти ужесточили и ответственность за незаконную куплю и продажу иностранной валюты.
***
Это далеко не все события уходящего 2015 года, а лишь самые значимые его моменты. Анализ новостей из страны показывает, что завершающийся год выдался сложным для многих туркменистанцев, и многие свои проблемы жители страны связывают с грядущими в 2017 году Азиатскими играми в закрытых помещениях и по боевым искусствам. Люди считают, что снос целых районов и пристроек, демонтаж спутниковых антенн, прокатившийся по всей стране и более всего затронувший столицу, отлов и варварское умерщвление домашних животных – все это является элементами кампании по облагораживанию страны в рамках подготовки к Азиаде. Финансово-экономические проблемы Туркменистана отчасти также являются результатом подготовки к Играм. Инвестировав крупные средства в строительство различных объектов, государство столкнулось с острой нехваткой денег, подогретой снижением цен на энергоресурсы.
В целом же в уходящем году было немало и других, с нашей точки зрения, интересных событий. Например, в феврале мы презентовали снятый собственными силами фильм «Туркменистан: Жизнь за решёткой». В его основе интервью с бывшим заключенным Станиславом Ромащенко. Фильм, в общем, о состоянии туркменских тюрем: отношении надзирателей к осужденным, о коррупции в местах лишения свободы, о питании и медицинском обслуживании, о роли адвокатов в Туркменистане и многом другом. На сегодняшний день только на Ютубе его посмотрели 67 с половиной тысяч человек.
Летом мы сняли другой фильм: «Туркменистан: Запрещённый гомосексуализм»; он о том, через какие унижения и пытки на стадии следствия и в местах лишения свободы проходят люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Мы обещали выпустить фильм в конце года, но по причине личной безопасности героя этого фильма пока откладываем показ для широкой публики.
Осенью мы вновь занимались мониторингом использования принудительного труда десятков тысяч госслужащих и частных предпринимателей на хлопковых полях страны, и в этом отношении год выдался тяжелым как для страны, так и для подневольных сборщиков. В январе мы выпустим заключительную часть мониторинга.
Несмотря на то, что, по мнению наших наблюдателей, грядущий 2016 год не ожидается легким, а, возможно, даже более сложным, чем уходящий, редакция АНТ желает всем своим читателям крепкого здоровья, успехов во всех начинаниях и исполнения заветных желаний!
С Новым годом!
Срочно! В Ашхабаде ГАИ запретили украшать машины георгиевской лентой, останавливают и снимают.